|
|
ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ (ЧАСТЬ №3)
Опричнина Глубокие
душевные потрясения, испытанные в детстве ,на всю жизнь лишили царя доверия к
подданным. Человек сложный, противоречивый и неуравновешенный, он в периоды
крайнего внутреннего напряжения, когда его необузданные страсти выходили за
нормы разумного, творил правый и неправый суд над своими действительными и
мнимыми противниками. Политика Избранной рады не удовлетворяла
феодалов. Бояре были недовольны отменой кормлений и других привилегий, а
дворяне тем , что не получили новых поместий за счет вотчинников и монастырей.
Положение усугублялось неудачами во внешней политике. Бесконечные интриги,
имевшие место вокруг государя , подорвали его психику. Первый
кризис, оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана Васильевича , был
связан с его внезапной и тяжелой болезнью после возвращения из Казанскогопохода
и составлением в марте 1553 года завещания в пользу младенца Дмитрия (первого
сына , рожденного от Анастасии). Царь потребовал принесению присяги наследнику
в пеленках , но у некоторых ближних бояр, которые первыми целовали крест ,
появились сомнения , и они , сказавшись больными , уклонились от присяги.
Ходили слухи , что они "хотели ... на государство” старицкого князя Владимира
Андреевича, двоюродного брата Ивана 4-го. Больной царь говорил
боярам: "Если вы сыну моему Димитрию креста не целуете , то значит у вас другой
государь есть... Я вас привожу к крестному целованию , велю вам служить сыну
моему Димитрию , а не Захарьиным ; вы души свои забыли , нам и детям нашим
служить не хотите , в чем нам крест целовали уже не помните ;а кто не хочет
служить государю - младенцу , тот и большому не захочет служить...” На это
отозвался князь Иван Михайлович Шуйский : ”Нам нельзя целовать крест не перед
государем; перед кем нам целовать , когда государя тут нет ?” Прямее высказался
окольничий Федор Адашев , отец царского любимца : " Тебе ,государю, и сыну
твоему , царевичу князю Димитрию , крест целуем , а Захарьиным , Даниле с
братьею , нам не служить ; сын твой еще в пеленках , а владеть нами будут
Захарьины , Данила с братьею ; а мы уж от бояр в твое малолетство беды видали
многие”. Но к вечеру поцеловали крест Димитрию следующие бояре : князь И.Ф.
Мстиславский , князь В.И.Воротынский , И.В.Шереметев , М.Я.Морозов , князь
Дмитрий Палецкий , дьяк И.М.Висковатый и др. Откровенно предпочитали
служить Владимиру Андреевичу Старицкому князья П.Щенятев , И.И.Пронский , C.
Лобанов - Ростовский , Д.И.Немой , И.М.Шуйский, П.С.Серебряный, С.Микулинский ,
Булгаковы. Бояре покорились только после заявления царя, что к присяге он
приводит сам и велит служить Дмитрию , а не Захарьиным. По известию одной летописи , бояре насильно
заставили присягнуть князя Владимира Андреевича , обьявивши ему , что иначе не
выпустят из дворца ; к матери его посылали трижды с требованием , чтобы и она
привесила свою печать к крестоприводной записи.”И много бранных речей она
говорила . И с тех пор пошла вражда , между боярами смута , а царству во всем
скудость ", - говорит летопись. 7 августа 1560г. после болезни
умерла Анастасия. Ее смерть потрясла Ивана Васильевича. Анастасия занимала
особое место в его жизни - он любил ее и уважал как самого близкого человека.
Окружение Ивана 4-го воспользовалась состоянием его полной растерянности тупого
отчаяния и пустило слух ,что Анастасия умерла не своей смертью, что "извели
царицу своими чарами” Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил
судить оговоренных заочно. Церковный собор осудил Сильвестра на заточение
в Соловки (по видимому он там и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал
печальной участи ; его взяли под стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в
заточении в 1561г. Потом начались массовые казни. Сторонники
Сильвестра и Адашева, все близкие и дальние родственники Алексея Федоровича,
многие знатные бояре и князья, их семьи, включая детей - подростков, были либо
физически уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в
прошлом. Карамзин восклицал в связи с этим:”Москва цепенела в страхе. Кровь
лилась, в темницах, в монастырях стенали жертвы!..” Теперь у
государя появились новые любимцы. Среди них особенно выделялись боярин Алексей
Данилович Басманов, его сын кравчий Федор Басманов , князь Афанасий Иванович
Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский.
Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного
сыском и пытками. Однако, несмотря на это, сам Малюта был неплохим семьянином.
Одна из его дочерей, Мария, была замужем за выдающимся человеком того времени-
Борисом Годуновым. Умер Малюта Скуратов на поле боя - немцы изрубили его на
стене крепости Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году.
... Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в чужие
земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство Андрея
Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего
государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И вот -
неожиданная измена! И не просто измена, а позорное бегство русского воеводы с
поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России моментов в ее
затянувшейся войне с Ливонией! Польский король милостиво принял Курбского ,
сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым имением.
"Между царем и боярами шла глухая распря . Она превратилась в жестокое гонение
на бояр после бегства в Литву князя А. М.Курбского” (Платонов). Сам
Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь готовящейся над ним расправы.
В письме к царю, он осуждал его за разгон Избранной рады, за самовластие. Иван
Грозный истребил близких родственников Курбского, брошенных им в Москве,
отомстив недругу. В ответе на гневное послание Курбского Иван 4
исчерпывающе и лаконично изложил кредо самодержца: неограниченность воли
монарха, власть которого санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение
божественной воле монарха всех подданных. Иван Грозный говорит о
своем праве на самодержавный престол, праве древнем , неизменном, неутраченном:
” Самодержавства нашего начало от святого Владимира : мы родились на царстве ,
а не чужое похитили ". ...Иван Грозный придумывает невиданное на
Руси лицедейство-добровольно оставляет трон и покидает царствующий град Москву.
Эта царская игра имела свой политический смысл. В воскресенье 3
декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под охраной и в сопровождении
большого обоза уехал из Кремля "неведомо куда бяше”. Он отслужил молебен в
Троице - Сергиевом монастыре , а затем отъехал в Александрову слободу, где
обосновался надолго. Через месяц Иван Васильевич прислал в Москву гонца с двумя
грамотами. Первая,” гневная” грамота была направлена митрополиту Афанасию. В
ней государь описывал все беззакония боярского правления, перечислял вины бояр
и обвинял митрополита и духовенство в зловредном пособничестве боярам. Вторая,
”слезная”, грамота предназначалась "посаду, всем людям” и читалась в собрании
народа. В этой грамоте царь заверял московских посадских людей в том , что зла
и гнева на них не держит , явно стремясь заручиться их поддержкой.
Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре, сановники, приказные люди
просили митрополита умилостивить государя. Чтобы "ударить челом царю и
плакаться”, в Александрову слободу отправилась представительная делегация от
духовенства ,бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих
посланцев "всего народа”, Иван Грозный согласился вернуться в Москву, но на
определенных условиях. В самом общем виде они заключались в следующем: отныне
царь будет по своему усмотрению”невозбранно казнить изменников опалою, смертию,
лишением достояния”,без всяких претензий со стороны духовенства. 2
февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу , а на другой день
объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.
Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин "опричнина” происходит
от старославянского "опричь”- кроме, поэтому опричников называли еще
кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества , которую
после смерти князя выделяли его вдове "опричь” всех уделов. Царская реформа
включала три группы мероприятий: 1.В системе централизованного
государства Иван Васильевич выделил "опричь” всей земли значительные территории
на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение-
государев узел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе
осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма,
Козельск, Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Старая Русса
и ряд высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север
и восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на
западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц,
перешедших в государственный удел , надлежало насильственно выселить всех
князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались
опричниками. 2.Для своей
охраны государь создал из князей, бояр, дворян и детей боярских гвардию
телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек, но
вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил
сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского
дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только
царю.За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех
городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди,
не пожелавшие вступить в опричнину...Опричники носили черную одежду. К седлу
они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности ,
состоявшей в том , чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть
государевых злодеев - крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана
пишет , что царь со всей Русской земли собрал себе "человеков скверных и
всякими злостью исполненных” и обязал их страшными клятвами не знаться не
только с друзьями и братьями , но и с родителями , а служить единственно ему и
на этом заставлял их целовать крест. 3.Та часть государства ,которая
осталась за пределами государева удела- опричнины , стала именоваться земщиной.
Текущими государственными делами здесь по прежнему занималась земская Боярская
дума и приказы, но часть дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в
судебных делах, и в области международных отношений , как и прежде ,был царь.
4 февраля 1565г., т.е. на второй день после учреждения опричнины,
началась новая полоса жестоких расправ за "великие изменные дела” с теми , кто
до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили, других
постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество всех
опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома , растаскивали
имущество, угоняли крестьян. Есть все основания думать ,что
опричники расправлялись с неугодными царю лицами!.. Очевидно, царь
видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком главного противника. В 1556
г. он отобрал у своего кузена в опричнину значительную часть его удела. Таким
образом Иван Грозный лишил старицкого князя последней опоры - поддержки
старицких феодалов. Итак, главная цель ведения опричнины- борьба с пережитками
политической децентрализации. Опричный террор наносил безжалостные
удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению тех
владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили "всех и
вся” без какого-либо разбора. Опричнина была в руках царя мощной
военно-карательной организацией. Естественно, что опричнина очень
скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных
верхов , но и в массе простого народа... ... Александрова слобода стала второй столицей
Российского государства. В ней Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с
опричниками грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими
противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей (дело
боярина Федорова; убийство митрополита Филиппа; убийство старицкого князя
Владимира Андреевича и др.) На Земском соборе в 1566 году группа
князей и бояр обратилась к царю с челобитной , в которой просила отмены
опричнины . Грозный ответил на это усилением кровавого террора. Около двухсот
челобитчиков было казнено. Против опричнины выступило высшее духовенство. Его
недовольство было вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь
государству и отнять у монастырей часть их земельных владений. Митрополит
Филипп открыто осуждал действия опричников. Однажды в Успенском соборе он
гневно спросил царя :”До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных
людей ? !..” По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через
некоторое время он был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым.
Братоубийство вызвало смутные толки в народе,
и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют
измену и намереваются "отдасться под власть Литовского княжества”. В
конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную экспедицию в
Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной
земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым
и разбойным разгулом его слуг опричников. Были разграблены Клин ,Тверь и
Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40
дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники
избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь
направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома , но не казней.
Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну . Новгородско-Псковский поход
Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее
экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казненных в
Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв. Многие знатные
новгородцы были под стражей отправлены в Александрову слободу. 5 месяцев велось
следствие, результаты которого стали известны летом 1570г., и неожиданно в
число обвиняемых по делу о "новгородской измене” попали многие из руководителей
самих опричников. Жестокой казни подверглись фактически глава опричнины Алексей
Данилович Басманов и его сын Федор, любимец царя и др. Тогда в течение
нескольких дней было казнено свыше 100 человек . В годы опричнины и
Ливонской войны положение главных производителей страны крестьян - еще больше
ухудшилось : возросла не только барщина , но наряду с ней увеличился и оброк.
Иначе и быть не могло! Опричная дубина , ударяя одним концом по вельможной
знати , еще сильнее ударила по крестьянину и посадскому человеку, причинив им
неисчислимые беды. В конечном счете опричнина ликвидировала
политическую раздробленность, но вызвала в стране еще большее обострение
противоречий. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил под
страхом наказания кнутом упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и
земские территории , опричные и земские войска, опричные и земские служилые
люди были объединены , восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские
получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались и после
опричнины. Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество
подвергалось в период опричнины, является карой несоответственно тяжкой. Ведь
умели же дед и отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий.
А их внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора,
обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия.
Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща
переплетя новое со старым . Политика укрепления центральной власти проводилась
в весьма архаичной форме , и нередко под лозунгом возврата к старине:
ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием нового ,
государева удела - опричнины и системы дублирующих друг друга приказов и дум,
что повлекло за собой обособление земщины. Безудержное стремление Грозного к
усилению личной власти и его варварские методы борьбы с политическими
противниками накладывали на все мероприятия опричных лет ужасающий отпечаток
деспотизма. ПРОТИВОРЕЧИЕ
В СТРОЕ ГОСУДАРСТВА. Опричнина не отвечала на политический
вопрос , стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения , которым была
вызвана . Затруднение создавалось столкновениями , какие возникали между
государем и боярством. Источником этих столкнлвений были не противоречивые
политические стремления обеих государственных сил, а одно противоречие в самого
политическом строе Московского государства. Государь и боярство не расходились
друг с другом неприменимо в своих политических идеалах , в планах
государственного порядка , а только натолкнулись на одну несообразность в
установившемся уже государственном порядке , с которой не знали , что делать .
Что такое было на самом деле Московское государство в 16 веке ? Это была
абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т. е.
правительственным персоналом. Не было политического законодательства , которое
определяло бы границы церковной власти , но был правительственный класс с
аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть
росла вместе, одновременно и даже об руку с другой политической силой, ее
стеснявшей . Таким образом , характер этой власти не соответствовал свойству
правительственных орудий , посредством которых она должна была действовать .
Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то самое время
, когда этот государь , оставаясь верным воззрению удельного вотчинника
пожаловал их как дворовых слуг своих в звание холопов государевых . Обе стороны
очутились в таком неестественном отношении друг к другу , которого они кажется
не замечали , пока оно не складывалось , и с которым не знали что делать ,
когда его заметили . Ни боярство не умело устроиться и устроить государственный
порядок без государевой власти , к какой оно привыкло , ни государь не знал ,
как без боярского содействия управиться со своим царством в его новых пределах
. Обе стороны не могли ужиться одна с другой , ни обойтись друг без друга. Не
умея ни поладить, ни расстаться, они пытались разделиться - жить рядом, но не
вместе. Таким выходом из ситуации и была опричнина.
|
Категория: Историческая личность | Добавил: wveik (27.09.2010)
|
Просмотров: 1973
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|