|
|
ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН
Иван Петрович Кулибин родился в
1735 году в Нижнем Новгороде, ны- не Горький - умер там же в 1818. Русский
механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца. С ранних лет он обнаружил
исключительные спо- собности к изготовлению различных механических устройств.
Особое вни- мание в юношеские годы уделял изучению часовых механизмов. В
1764-67 создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм ав-
томатического действия. Они были размером с утиное яйцо. Каждый час в них
распахивалась дверца и появлялись крошечные человечки из золота и серебра. Под
музыку они разыгрывали целое представление. Эти часы Ку- либин преподнес в 1769
г. Екатерине II, которая назначила его заведую- щим механической мастерской
Петербургской АН. Здесь Кулибин сконструи- ровал " планетные "
карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме
часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы
Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных " часов в
перстне " и др. Он также разра- ботал новые способы шлифовки стекол для
изготовления микроскопов, те- лескопов и др. оптических приборов. В
70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост через р. Неву с длиной
пролета 298 м ( вместо применявшихся ранее 50 - 60-м пролетов ), предложив
использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. В 1776 году
построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины была
испытана специальной академической комисси- ей. Проект Кулибина получил высокую
оценку Л.Эйлера, Д.Бернулли и др., но осуществлен не был. С 1801 Кулибин
работал над вариантами маталли- ческого моста, однако и эти интересные проекты,
несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены правительством.
Всего Кули- бин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических
мос- тов. В 1779 сконструировал знаменитый фонарь ( прожектор ),
дававший при слабом источнике мощный свет. это изобретение было использовано в
промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т.д. Кулибиным в
1791 была изготовлена повозка-самокатка, в которой он при- менил маховое
колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т.д.; повозка
приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году
разработал конструкцию " механических ног " - протезов ( этот проект
после войны 1812 года был использован одним из французских предпринимателей ).
В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винто- вых механизмов кабинку.
Создал оптический телеграф для передачи услов- ных сигналов на расстояние (
1794 г. ). В 1801 Кулибин был уволен из академии и вернулся в Нижний
Новго- род. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в
1804 году построил " водоход ", работу над которым он начал еще в
1782. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких су- дов,
однако и это изобретение Кулибина не было использовано, а само судно через
некоторое время было продано на слом. К этому же периоду относятся работы Кулибина
по применению паровой машины для движения грузовых судов. За 83 года жизни этот
талантливый мастер-самоучка мно- гое изобрел: приспособление для расточки и
обработки внутренней по- верхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка,
различные мель- ничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции,
фортепьяно и многое другое. Но мало его изобретений нашло применение.
Умер Кулибин на родине, в Нижнем Новгороде, в глубокой бедности,
разделив судьбу многих талантливых людей из народа.
|
Категория: Историческая личность | Добавил: wveik (27.09.2010)
|
Просмотров: 1889
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|