Пятница, 22.09.2017, 16:34
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
История Казани [4]
Достопримечательности Казани [1]
Главная » Статьи » Казань » История Казани

КАЗАНЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Во второй половине XVI века Казань превращается в русский город. Татарам запрещено было селиться в пределах городских стен. Небольшое татарское поселение возникло на заболоченном месте за рекой Булак, на берегу озера Кабан, где возникает Старо-Татарская слобода. Сам город активно заселяется русскими переселенцами. В Кремле располагаются гарнизон из стрельцов и воеводские учреждения.
В 1556 году на месте прежнего деревянного Кремля начинается строительство белокаменного. Для этого из Пскова и Новгорода специально пригласили артель каменщиков во главе с мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Мощные кремлевские стены толщиной 5-6 м были дополнительно укреплены невысокими одноярусными каменными башнями. Внутри Кремля были построены двор воеводы, дворец архиепископа, Благовещенский собор и другие церкви, жилые дома для высокопоставленных духовных лиц, служилых и военных людей. Вокруг Кремля расположились посады и слободы - в 60-е годы XVI века было всего около 300 дворов, где проживало торгово-ремесленное население.
В XVII веке город стал развиваться экономически. Появляются первые мануфактуры. Расширяются торгово-ремесленные пригороды: Ямская, Татарская, Горшечная, Кирпичная, Красная слободы. Частично перестраивается Казанский Кремль: обновляются стены, над Спасской башней возводятся два восьмигранных яруса с шатровым завершением; одновременно, видимо, строится многоярусная башня, увенчанная высоким шпилем, которая позднее получила название "башня Сююмбеки".
Казань стала центром губернии в 1708 году, когда по реформе Петра I Россия была разделена на ряд губерний. В XVIII веке город значительно изменился и стал делиться на три части: кремль, посад и слободы. К середине века в кремле были в основном каменные постройки. Здесь располагались губернаторская канцелярия, дом губернатора, собор, десять церквей и два монастыря (Спасский и Троицкий), дом архиерея, оберкомендантский двор с караульнями, гауптвахтой и арсеналом. Казанский гарнизон насчитывал до пяти тысяч человек.
К кремлю примыкал посад с дубовой стеной, обветшалые стены которого были снесены по приказу губернатора Волынского в 1729 году. От кремля по всему посаду веером расходились улицы с торговыми рядами. Дома богатых купцов располагались вокруг Гостиного двора близ кремля. С 60-х годов XVIII века постепенно вводится плановая застройка города. Было спланировано несколько улиц в центре: Арская (ныне К.Маркса), Воскресенская (Кремлевская), Проломная (Баумана), Мокрая (Чернышевского) и другие. На этих улицах появились деревянные мостовые. Были построены мосты через Булак и большой мост через Казанку. Всего в Казани к концу XVIII века проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами - более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов - татары.
Казань была центром просвещения и культуры в регионе.
В 1758 году по указу Сената в Казани была открыта первая в России провинциальная гимназия для обучения сыновей дворян и разночинцев. Вопреки противодействию властей развивалась и мусульманская система образования.
В 1771 году были открыты два больших медресе - Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году - медресе "Усмания". В Казани жили и творили просветитель М.И.Веревкин (1732-1795), поэты Г.П.Каменев (1772-1803) и Г.Р.Державин (1743-1816).
В 1791 году в городе был открыт первый постоянный театр.
Развитие промышленности в крае вызвало бурный рост городов. Население Казани в 1858 году составило более 61 тысячи человек. К 1890 году в Казани было 84 предприятия (кожевенные, мыловаренные, свечные, кумачные и прочие) фабрично-заводского типа. Крупнейшими частными предприятиями Казани были мыловаренный завод купцов Крестовниковых (1855 год) и кожевенно-ткацкое производство братьев Алафузовых (1860 год). Крупным государственным предприятием являлся пороховой завод.
Казань сохраняла свое значение крупного торгового центра и на востоке Европейской России, на пути в Центральную и Среднюю Азию. В 1900 году Казань по развитию промышленности и торговли входила в пятерку крупных городов России. Население города в 1897 году достигло 130 тысяч человек, из них татар - до 22 процентов.
К середине XIX века Казань окончательно сформировалась как единый градостроительный организм с четким регулярным планом, функциональной структурой и элементами благоустройства. Четкое разделение города на аристократические, промышленные, торговые, административные районы и рабочие окраины предопределило и их архитектурный облик.
До настоящего времени сохранили свой облик торговые улицы - Проломная (ныне Баумана), Московская (Кирова), Воскресенская (Кремлевская). Средоточием финансовой и деловой жизни города была улица Банковская (М.Джалиля). Аристократический район - это улицы Грузинская (К. Маркса), Лядская (М.Горького) и другие. С 1874 года улицы в центре города стали освещаться с помощью газовых фонарей, а с 1897 года - электричеством.
Произошли значительные изменения в развитии городского и межгородского транспорта и связи.
В 1875 году состоялось открытие конно-железной дороги, а в 1899 году в городе появился первый электрический трамвай. В 1891 году начались работы по сооружению железной дороги. К 1896 году после завершения строительства моста через Волгу было открыто сквозное движение от Казани до Москвы. Открытие Московско-Казанской железной дороги способствовало укреплению и расширению экономических связей Казани с крупными городами России. Первая телеграфная станция в Казани была открыта в 1859 году, а в 1876 году Казань подключилась к международному телеграфному агентству. В 1881 году началось строительство телефонной станции, и к 1886 году телефонная связь соединила Казань с миром.
В конце XIX века Казань была крупным религиозным центром. Здесь функционировало 6 монастырей, множество церквей, часовен и храмов (всего 88) и 13 мечетей.
Важнейшим событием культурной жизни города стало открытие в 1804 году университета. В конце XIX века в нем обучалось 847 студентов. Среди выпускников университета были выдающиеся люди России - Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков. Прославившийся на весь мир гениальный математик, создатель неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевский (1792-1856) почти двадцать лет являлся его ректором. В Казанском университете преподавали и занимались научной деятельностью выдающиеся ученые: химики Н.Н.Зинин (1812-1880), А.М.Бутлеров (1828-1886) и В.В.Марковников (1837-1904), историки и филологи Х.Д.Френ (1782-1851), И.Хальфин (1778-1828), И.Н.Березин (1818-1896), Н.Ф.Катанов (1862-1922) и И.А.Бодуэн де Куртене (1845-1929), математик П.С.Порецкий (1846-1907), геологи Н.А.Головкинский (1834-1897) и А.А.Штукеберг (1844-1905), астроном М.А.Ковальский (1821-1884), медики П.Ф.Лесгафт (1837-1909), Е.В.Адамюк (1839-1906), В.М.Бехтерев и Н.А.Миславский (1854-1928), юристы и правоведы А.П.Щапов (1831-1876) и Н.П.Загоскин (1851-1912) и многие другие.
С Казанью связаны молодые годы великого русского певца Ф.И.Шаляпина (1873-1938), здесь же начинал свою творческую карьеру В.И.Качалов (1875-1948).
В Казани трудились деятели татарского просвещения и религиозные реформаторы: Ш.Марджани (1818-1889), Х.Фаизханов (1828-1866).
Здесь творили поэт Г.Тукай (1886-1913) и драматург Г.Камал (1879-1933).
В 1906 году на основе любительской труппы возник татарский профессиональный театр.
Первая русская газета в Казани - "Казанские известия" - вышла в 1811 году, традиционной газетой губернских властей была старейшая газета "Казанские губернские ведомости" (1838-1917). Первый татарский печатный календарь был выпущен Р.Амирхановым в 1841 году, а первая татарская газета в Казани - "Казан мэхбире" - вышла в свет в 1905 году.
Казань - город удивительной судьбы, сыгравший в истории выдающуюся роль. Тысячи нитей связывают этот город с ближними и дальними странами, делая его местом пересечения разных цивилизаций и религий, средоточием различных и многообразных культур: русской и татарской, христианской и мусульманской. Многие черты этого симбиоза воплощены в топонимике города, его постройках и самой истории.
Все это делает Казань не только местом встречи этих цивилизаций, но и их воплощением, воплощением единства культуры при всем своем многообразии и сохранении своеобразного колорита.
Категория: История Казани | Добавил: wveik (22.09.2010)
Просмотров: 1016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2017

    Создать бесплатный сайт с uCoz