Воскресенье, 28.04.2024, 21:56
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
Достопримечательности Москвы [12]
Алмазный Фонд [2]
Сергиев Посад [4]
История Москвы [1]
Главная » Статьи » Москва » Сергиев Посад

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ (ЧАСТЬ №1)
Складывание исторического и художественного собрания Троице-Сергиева монастыря, формирование древнего хранилища сокровищ – монастырской ризницы – по праву можно считать одной из страниц предыстории музейного дела в России.
В XVIII веке происходит становление определенной системы учета и хранения монастырского имущества, в том числе ризничной и казенной утвари. Причем не только сам монастырь, но и государственная власть принимала деятельное участие в упорядочении  и систематизации денежных, имущественных и исторических ценностей Троицкой обители.
Государство также заботилось о пополнении монастырской сокровищницы драгоценными раритетами, сакральными предметами и значительными духовными памятниками (мощами святых и другими реликвиями). Оно брало на себя попечение о защите памятников в периоды смут и тяжелых испытаний. Характерный пример – спасение ценностей монастырской ризницы во время войны с наполеоном. 20 августа 1812 года, накануне Бородинского сражения, генерал-губернатор Москвы граф Ф.В.Ростопчин приказал убрать в ящики патриаршую ризницу, ризницы кремлевских соборов и монастырей Москвы, в том числе Троице-Сергиева монастыря, и отправить в Вологду.
Можно сказать, что уже на протяжении XVIII-XIX веков к монастырскому собранию сложилось отношение как  к своего рода государственному хранилищу, особо ценному объекту государственного значения. Это отношение сохранялось вплоть до 1917 года.
Организации Сергиево-Посадского музея в 1920 году предшествовала большая подготовительная работа. В 1918 году была создана специальная  Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры. В состав комиссии вошли видные деятели церкви и культуры: священник Павел Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, М.В. Боскин, П.А. Каптерев, Т.Н. Александрова-Дольник, позже – В.Д. Дервиз, А.Н. Свирин, Вл. И. Соколов.
О том, как создавался музей в Сергиевом Посаде и с какими трудностями столкнулись его организаторы, сохранились яркие воспоминания учетного секретаря Комиссии, вступили как в темный лес, ибо она была не только не изучена, но даже и не расставлена удобообозримо; мы хорошо помним, как приходилось лазить  по приставным лестницам, что бы рассмотреть ту или иную икону, рыться в тряпье, чтобы извлечь иногда первоклассное шитье, отыскивать в старом доме любопытные памятники, из пыльных чердаков, заплесневелых чуланов и темных закоулков лавры вытаскивать портреты, иконы, шитье, посуду и т.п. Вещи первоклассные, делающие честь любому музею, были перемешаны с второстепенными или даже вещами, стоящими ниже критики, а тем самым заинтересовались среди них. Отыскание некоторых вещей, приблизительно доступных теперь обозрению, напоминало извлечение предметов из земли при раскопках, но вместе с тем доставляло и соответствующие радости нового открытия. Мы имели дело с некоторым неопределенным кругом музейных объектов невыясненного состава, неизвестных дат, вообще неизвестных, и если бы тогда потребовался вопрос на ответ о числе и виде нужных для музея комнат, то мы вынуждены были бы ограничиться неопределенным указанием, что комнат нужно много, но, сколько именно – неизвестно. В самом деле, мы решили теперь лучшие расчищенные иконы выделить в особую залу и состав их приблизительно, только приблизительно, определился; но как же можно было заранее говорить, сколько нужно места для лучших икон, когда до расчистки оставались под вопросом и степень их сохранности, и качество письма… Теперь же подготовительные работы почти завершены…». Деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры завершила предысторию Сергиево-Посадского музея и открыла первую страницу его истории.
В 20-е годы собрании пополнилось иконами и другими богослужебными и светскими предметами из закрывавшихся церквей города и уезда (района), Спасо-Вифанского монастыря и Гефсиманского скита, из других музеев и частных собраний. В то же время конец 20-х-30-е годы по праву можно назвать «черным периодом» в истории Сергиево-Посадского музея (впрочем, как и всего музейного дела в стране). В это время музей лишился редких памятников. Ёще со времени деятельности Комиссии по охране Лавры в 1918-1925 годах несколько раз проводилось выделение ценностей, «не имевших историко-художественного значения», в Государственное хранилище (Гохран). Общее количество золота и серебра, которое было в Лавре, в тот период оценивалось «в несколько сот пудов». В это число входил и золотой, со множеством драгоценных камней, оклад XVI-XVIII веков на икону «Троица» Андрея Рублева. Все эти «несколько сот пудов» предлагалось без предварительного отбора передать в Гохран. И только благодаря деятельности  ученных и специалистов количество переданных в Гохран предметов удалось свести до минимума.
Самым разрушительным образом на музейных коллекциях сказалось преобразование в 1929 году Сергиево-Посадского музея в «Государственный антирелигиозный историко-художественный и бытовой». Во время реорганизации часть предметов была признана «подлежащей ликвидации» как «вещи не музейного характера» и передана в главную контору АО «Госторг РСФСР» («Антиквариат») для «реализации». Тогда же многие значительные произведения были изъяты из музейного собрания и переданы в другие хранилища. Несколько наиболее ценных икон XIV и XV веков из основного собрания Троице-Сергиева монастыря поступили в Государственную Третьяковскую галерею, церковные предметы из золота и серебра – в Оружейную палату, западноевропейские ткани – в Эрмитаж, а огромное собрание рукописей, в том числе в драгоценных окладах, - в Государственную библиотеку им В.И.Ленина (теперь РГБ). Позже, в 1946-1948 годах, около 4 тысяч предметов было предано в Московскую Патриархию.
В конце 1950-х годов, в период послаблений знаменитой «оттепели», музей начинает активную работу по комплектованию уже сложившихся коллекций и формированию новых. В результате государственных закупок, отдельных поступлений и экспедиционных привозов 1960-1990-х годов музейное собрание пополнилось редкими и значительными памятниками XV-XX веков, включая древние рукописи и старопечатные книги, иконы и шитье, предметы церковного и светского серебра, произведения изобразительного и прикладного искусства. Новые поступления в музей явились логическим дополнением древнего монастырского комплекса. Сегодня фонды музея включают около 130 тысяч экспонатов: иконы, рукописные и старопечатные книги, памятники лицевого и орнаментального шитья, изделия из золота и серебра, произведения живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства, предметы истории и археологии.
Особое место и ранее в монастырской ризнице, и ныне в собрании музея занимали и занимают подлинные реликвии, связанные с именем Сергея Радонежского. До недавнего времени в музее хранились священнические облачения Троицкого игумена – фелони из коричнево холста и золотой крест-мощевик, по преданию, присланный Радонежскому подвижнику константинопольским патриархом Филофеем. В 1992 году священнические облачения и филофевский крест а также две «келейные» иконы Сергея Радонежского были переданы в Троице-Сергиеву Лавру. В музее остался крест, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, гравированными изображениями Троицы, Распятия, Богоматери, Иоанна Богослова «да чудотворца Сергия». Этот великолепный драгоценный крест с подписью «а делал Андрейко Петров сын Малово» в XVII веке был выполнен в качестве ковчега для хранения филофеевского креста-мощевика.
Ученику и приемнику Сергия, преподобному игумену Никону Радонежскому, принадлежала фелонь из белой шелковой итальянской ткани  (один из ранних образцов итальянской камки XV века в наших музейных собраниях) и литая серебренная панагия с изображением «Вознесения». По заказу игумена Никона было выполнено серебряное золоченое кадило в форме одноглавого храма. На нем надпись: «6913 (1405 год. – Л.В.) сие кадило создано быть святей троицы замышлениемъ игуменомъ Никономъ, при благоверномъ князи великомъ Висили Дмитриевиче».
Надписи на предметах – бесспорно, самые точные свидетельства времени и места изготовления произведения, имени его создателя, заказчика, владельца или вкладчика. На средневековых предметах надписи такого рода являются чрезвычайно редкими. Чаще всего какие-либо сведения об истории создания памятника и его дальнейшей судьбе мы узнаем из письменных источников. Многие музейные экспонаты овеяны преданиями и легендами, они полны загадок и неразгаданных тайн истории и культуры. Документальные источники раскрывают некоторые подробности создания и бытования этих вещей, помогают связать отдельные произведения с историческими именами, обозначают историко-культурный контекст.
Документальны фонд музейного собрания насчитывает около 300 единиц хранения. Он включает главным образом рукописи древнего монастырского архива: синодики, кормовые книги, акты, грамоты, описи, вкладные, староприбыльные и новоприбыльные книги. Эти источники – свидетели политической, религиозной, культурной и экономической жизни как самого монастыря, так и России в целом.
В музее храниться «Опись монастырского имущества 1641 года» - единственная сохранившееся из общего числа составленных в монастыре до XVIII века (архив Троице-Сергиева монастыря сгорел во время пожара в 1746 году, поэтому от средневекового периода дошли до настоящего времени лишь единицы документов). В музее находятся вкладные книги Троице-Сергиева монастыря 1639-1673 годов – ценнейшие источники по истории складывания монастырских коллекций.  Здесь хранятся многочисленные и подробные описи монастырской казны XVIII-XIX веков, а также последняя многотомная «Опись 1908 года», зафиксировавшая состояние монастырского имущества накануне революционных потрясений.
так и за десятилетия существования музея.
Категория: Сергиев Посад | Добавил: wveik (20.09.2010)
Просмотров: 1066 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024

    Создать бесплатный сайт с uCoz