Пятница, 22.09.2017, 16:32
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
Достопримечательности Москвы [12]
Алмазный Фонд [2]
Сергиев Посад [4]
История Москвы [1]
Главная » Статьи » Москва » Сергиев Посад

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Троице-Сергиеву монастырю самой судьбой было предначертано стать собирателем и хранителем национального достояния – эталонных памятников художественной культуры разных периодов и эпох. В монастырской ризнице хранились вклады и пожалования великих и удельных князей, русских царей и императоров, представителей знатных родов и членов их семей. Многие произведения, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры, создавались непосредственно в Троицком монастыре, в его художественных мастерских, выполнялись по заказам известнейших людей своего времени.
Их своеобразие и уникальность невозможно осознать, не представляя хотя бы в общих чертах исторической роли Троице-Сергиева монастыря, который был основан около 1342 года на северо-восточной окраине Радонежского удела Московского княжества, в глухом лесном «медвежьем углу». «Что бы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя», - писал священник Павел Флоренский. Он называл Сергея Радонежского (1314 или 1322-1392) «духовным родоначальником Московской Руси». Имя преподобного Сергия относиться к числу тех немногих в русской истории имен, которые переросли хронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода знаком, символом.
На протяжении многих столетий великие и удельные князья, русские цари способствовали укреплению духовного авторитета и материального благополучия Троице-Сергиева монастыря. С 30-х годов XV века началось постепенное превращение монастыря в «государево богомолье». Русские государи приежали помолиться «у гроба преподобного Сергия», осуществляя при этом в монастыре богатые клады и пожертвования. Устанавливается традиция важные государственные или семейные дела совершать после посещения «Святой Троицы». Становиться обычаем в Троице-Сергиевым монастыре крестить наследников великокняжеского престола. В монастыре приняли крещение Иван III, Василий III, а 4 сентября 1530 года был  торжественно крещен будущий Иван IV Грозный. Все более регулярными становятся поездки (а иногда и пешие походы) в Троице-Сергиев монастырь на богомолье членов великокняжеской семьи. Как правило, такие поездки совершались на престольный праздник – Троицын день, на 5 (18 по новому стилю) июля – день обретения мощей преподобного Сергия, на 25 сентября (8 октября) – день памяти Сергия. Во времена Ивана Грозного такие посещения стали особенно частыми, а при Романовых превратились в своего рода ритуал.
С возвышением Троице-Сергиева монастыря связанно и другое знаменательное явление: превращение местной иконы «Троица» письма Андрея Рублева в официальный палладиум царской династии.
По свидетельству источников XVII-XVIII веков, «Троица» была написана Андреем Рублевым «в похвалу Сергию» при его ученике игумене Никоне, то есть в первой четверти XV века. Она находилась  в местном ряду иконостаса Троицкого собора, построенного в 1422-1423 годах. Около 1547 года в одно из посещений монастыря Иван Грозный привозит на икону драгоценный оклад, украшенный золотыми дробницами с изображениями святых (оклад сохранился не полностью, находиться в Сергиево-Посадском музее). Как показал Б.А.Клосс, в системе дробниц Грозненского оклада «Троицы» «отражены государственный пантеон святых и идеология божественного покровительства царской власти, а кроме того – включены изображения святых покровителей членов царской семьи». Это дало основания  исследователю назвать икону «своего рода палладиумом царской династии». Не случайно в 1552 году, перед Казанским походом, Иван Грозный приезжал молиться в Троице-Сергиев монастырь и «к образу святому Живоначалной Троицы, яже сам он благочестивый царь украсил златом и бисером и камением многоценным, припадает и слезы много изливая».
Итак, Троицкий монастырь выполнял роль не просто сокровищницы, а сокровищницы особой, сакральной. Здесь, «у Троицы» (так часто называли Троицкую обитель), царские моления проходили не в обычном храме или монастыре, они совершались у гроба преподобного Сергия – покровителя царской семьи, перед иконой «Троица». Поэтому сам монастырь со временем стал хранилищем не только редких или уникальных исторических памятников, но и образцов святости, предметов священных.
Категория: Сергиев Посад | Добавил: wveik (20.09.2010)
Просмотров: 759 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2017

    Создать бесплатный сайт с uCoz