Четверг, 26.04.2018, 21:54
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
Достопримечательности Москвы [12]
Алмазный Фонд [2]
Сергиев Посад [4]
История Москвы [1]
Главная » Статьи » Москва » Достопримечательности Москвы

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ (ЧАСТЬ №1)
Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счас тливо, у других течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает дроматичной. Жизнь кафедрального собора таков официальный статус храма Христа спасителя в Москве была яркой, бурной и по исстене трагической.
Мысль о строительстве храма родилась в ходе войны с Напалионом, которая получила название в ходе войны Отечественной, и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории.
Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный хрампамятник Христу Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки,жертвы и великий подвиг народа. К его созданию были привлечены лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились во всенародный праздник.
В двух турах конкурса принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, К.Тон... Фасады храма оформляли скульпторы А. Логановский, Н. Рамазанов, П. Клодт, а интерьеры расписывали более 30 прекрасных художников, среди которых:А. Мар ков, В. Верещагин, Г. Семирадский, Т. Нефф, В. Суриков, И. Крамской и другие.
В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Задуманный как храм памятник, он выполнял только религиозно нравствен ные функции, а был по исстене культурно просветительным центром. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500летия со дня рож дения Сергия Радонежского, гоголевские дни приуроченные ко дню открытия памятнику великому писателю.
В стенах собора исполнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г. Чеснокова, звучал голос замечательных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В. Розова, ко торый первым был удостоен звания «Великий архидиакон».
После революции в храме Христа проходил чрезвычацныц епархиальный съезд, а затем и Всеросийскиы Поместный Собор, где после более чем 200лет него перерыва на Руси было восстановлено патриаршество. Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный на первый взгляд факт, что памятник такого высокого нравственного значения, воспринимавшийся народом как национальная святыня, был разрушен, превра щён в груду камней, и даже память о нём пытались уничтожить.
На рубеже 20 и 30 годов XIX века Москва, как и другие города России, по теряло множество ценнейших архитектурных памятников. Неузнаваемо изменились тогда панорамы русских городов: они лишились самой харрак терной их особенности выразительного силуэта. Разрушенные до основания, обезображенные, приспособленные наскоро под склады , мастерские, гаражи, обезглавленные со снятыми крестами храмы это тоже наша история.
По отношению к ним, снесённым, взорванным, ставшим подобно классам, сос ловиям, народам, жертвами репрессий, наше запоздалое покаяние может выразиться единственным способом восстановлением памяти о них.
Сегодня уже много сделано и предпринимаются немалые усилия для того, чтобы определить состав и объёмы утраченного, чтобы осознать, чего мы лишились безвозвратно и что ещё можно восстановить. Событие последних лет резко усилили никогда не угасавший полностью интерес к трагической судьбе храма Христа Спасителя.
Первый конкурс
Один из величайших представителей петербургского классицизма,создавший свои лучшие работы во второй половине XVIII столетия Джакомо Кваренги (1744-1817) представил проект храма Христа Спасителя в духе Пантеона. Таким образом, символика Пантеона как национального храма памятника в проекте Кваренги неотделима от символа вечности и Бога. Символика форм подчёркивала мемориальный характер здания, практически лишённого приз ноков русского православного храма.
Остальные известные нам проекты первого тура конкурса храма Христа Спасителя тяготеют к иному образу собору святого Петра в Риме, вклю чая и проект Витберга. Что же касается сохранившихся в большом количес тве проектов А. Н. Воронихина, то они представляют, пожалуй, наиболее оригинальные, отмеченные поисками беспрецендентныхт решений, работы.
Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только изза смерти архитектора, не успевшего его доработать. Он не мог быть принят прежде всего по тому, что фиксировал зарождение нового, а не выражал с максимальной примотой общепринятое.
Победа над Наполеоном осознаётся как победа русского народа и одно временно как событие, имеющие важное общечеловеческое значение. Архи тектура, выражающая подобное умонастроения, облекается в формы, со ответствующие этому значению ордерные, классические.
Именно по этому победа на первом туре конкурса на проект храма Христа Спасителя досталась А. Л. Витбергу, сумевшему вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.
Итак для Витберга началась ежедневная практическая работа. Нужно бы ло преобразовать склон Воробьёвых гор, изобиловавший холмами и оврагами в ровное пространство для нижней площади храма, необходимой кроме всего для последующих работ. Однако трудности с осуществлением проекта у его соз дателя начались раньше. Оправдывались худшие опасения. Руководство стро ительством давалось Витбергу с трудом. Хотя земляные работы велись в большом объёме, грунт не был понастоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента. Витберг увидел в неудачи с достав кой камня злонамеренные действия, стоившее казне до 300.000 руб. Это и дру гие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург и доложить обо всём царю.
Получив накладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строи тельства храма Аракчееву. Однако тот в скоре заболел и был отстранён от дел. А через два месяца умер император. Витберг лишился своего главного пок ровителя. Новый самодержиц России Николай I приказал приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Вит берга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан специальный «Ис кусственный Комитет» под председательством инженергенерала К. И. Оп пермана. В состав комитета вошли петербургские архитекторы А. А. Михай лов, О. Монферран, А. Мюдуи, К. И. Росси, В. П. Стасов, И. И. Шарлемань и А. Е. Штауберт, инженеры М. П. Базен и П. П. Карбоньер.
Строительство, задуманное с размахом, большим, чем Большой Кремлёвский дворец, созданный по проекту В. И. Баженова, закончилось для зодчего тра гично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Год спустя была ликви дирована комиссия по строительству храма, а 1835 году Витберг был сослан в Вятку.
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и раз резов Воробьёвых гор, московские специалисты пришли к выводу, который при знали все: «Построение великого храма на покатости Воробьёвых гор принад лежит к числу невозможнастей, как то доказывается произведёнными испы таниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание». Вместо запроектированной Витбергом лестницы с 444мя ступеньками изза недостатка камня в окрес тностях Москвы составители заключения предлагали сделать пологие дороги с поворотами, а для сообщения с городом соорудить через Москвуреку чугун ный мост «и в продолжение оного возвышенную на насыпи большую дорогу или шоссе через Лужниковское поле». Заключение, подписанное двумя архитек торами и инженерполковником Янишем, 22 ноября 1827 года было отправ лено в Петербург. Особое мнение полковника Яниша: многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительство большого храма не только на склоне горы, но и на вершине из за опасности неравномерных осадок.
Это заключение решило судьбу Витберга и его проекта. Оно выносило при говор возможности осуществления храма на выбранном архитектурном мес те на склоне Воробьёвых гор. В итоге последовали высочайшие рескрипты на имя Н.Б. Юсопова и указ Сената от 11 мая 1827 года: «Комиссию о сооруже ние в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела её, чиновников, строения, заготовленные материалы и всё казённое ведомства её имущества передать в ведение московского военного генералгубернатора и действитель ного тайного советника князя Юсупова. Закончился первый этап строитель ство храма.
В апреле 1829 года император изъявил желание, чтобы министр импера торского двора П. М. Волконский «собрал всех известных и искуснейших архи текторов Москвы, приказал избрать им в сей столице удобное место для воз ведения предложенного храма Христа Спасителя» и чтобы они составили проект и сметы к ним. Так было положено начало второму конкурсу.
Второй конкурс
Второй конкурс оказался много представительнее и разнообразнее первого, пожалуй, самым представительным из всех бывших до сих пор в России.
Проекты, рассчитанные на строительство храма на верхней площадке Во робьёвых гор, были созданы петербуржцами И.И. Шарлеманем, В.П. Стасо вым, А. И. Мельниковым, и москвичами А.С. Кутёповым и А.С. Татищевым.
Другая группа проектов второго конкурса представлена работами москов ских зодчих. Они выполнялись, судя по всему, в ответ на сделанное Николаем I предписание подыскать в Москве подходящие место для будущего храма Хрис та Спасителя. Все проекты объединяет стремление связать зрительно и пла нировочно новый ансамбль с историческим центром Москвы Кремлём и Ки тай городом и одновременно сохранить самостоятельность по отношению к нему.
Ф. М. Шестаков предлагал соорудить храм Христа на спроектированной им новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом.
Другой проект, тот, который Д. В. Голицын представлял императору, был создан И.Т. Таманским. Зодчий предлагал разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю на противоположенной стороне Москвыреки на Царицыном лугу.
В проекте архитекторского помощника Е. Г. Малютина храм Христа Спа сителя претпологалось соорудить также в самом центре Москвы, в непос редственной близости от Кремля, но на противоположенной от Москвыреки староне на громадной площади простиравшейся от Воздвижении до Знамен ки и от Александровского сада до Арбатских ворот.
Проектирование храма было передано К.А. Тону. Так определилась судьба архитектора, и одновременново многом и судьба направления, известного под названием византийского стиля. В проекте Тона впервые достигается гармония идее храма его облика и место положения. Тон предложил Николаю I на выбор три варианта размещение храма Христа Спасителя: За воспита тельным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвойрекой, на Тверской улице на месте Страстного монастыря (ныне пушкинская пло щадь), и у Большого Каменного моста не далеко от Кремля, между Москвой рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император выбрал последние.
В этом найденном Тоном варианте счастливо соединялись все преимущества выбора места, предложенные его предшественниками: размещение на высоком берегу Москвыреки и в близости от Кремля. В феврале 1832г. в связи с отме ной прежнего места размещения храма был прекращён дальнейший приём про ектов.
Начиная рассказ о строительстве храма Христа Спасителя, которая продо лжалось почти пол века, хочется сказать несколько подробней о месте где предстояло возвести собор,осуществовавших там строениях и их дальнейшей судьбе.
Характерно, что все предложения тона о выборе места для будущего собора обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на мес те существующих церквей или монастырей. Большим достоинствам оканча тельно выбранным Тоном места был великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя принципиально важный для его символике и содержание вид на Кремль с соборами, башнями, и колокольней Ивана Великого.
Алексеевский монастырь на месте которого возвели храм Христа Спасителя был основан в XIVв. Новое место для Алексеевского монастыря удалось выб рать не сразу. В 1837г. Алексеевский монастырь перевели на место, где стоя ла приходская церковь Воздвижения Креста Господня (ныне Красносельская улица). Возведение монастырских построек началось сразу после монастыря на новое место. Однако законченный облик ансамбль Алексеевского монастыря приобрёл лишь в 1850тые годы.
После революции от бывшего монастырского ансамбль сохранились: сильно перестроенная и обезглавленная в 1930ые годы Алексеевская церковь, соору жённая в 18871891гг. церковь Всех святых и церковь Воздвижения, которая отчасти вошла в существующее ныне здание. Ограда монастыря с башнями и старая церковь были снесены при реконструкции и расширении Красносельс кой улицы. Тогдаже исчезли и надгробия находившейся на монастырской тер ритории кладбища.
После выхода манифеста о строительстве храма, приуроченного к двадца тилетия отечественной войны 1812г., начались подготовительные работы, связанные с оценкой и покупкой частных домов, расположенных на террито рии будущего храма. Руководство работами возглавило созданная специально для его сооружения комиссия во главе с военным гениралгубернатаром Д.В. Голиценым. Производителем работы и главным архитектором был назначен автор проекта храма Христа Спасителя К. А. Тон. В 1838г. начались строи тельные работы. Работы продвигались успешно и к 10 сентября 1839г. ока залось возможным преступить к торжественной закладки храма. Освещение памятника на Бородинском поле и закладка храмапамятника во имя Христа Спасителя превратился в единый праздник в честь великой победы.
Сооружение храма Христа обозначило рубеж двух строительных эпох в жизни Москвы. Им завершился этап, условно называемый архитектурой после пожарной Москвы, и началось обновление центра Москвы в русском стиле.
Тон внёс свою лепту не только строительством храма Христа. По его про екту была сооружена колокольня Симонавого монастыря. Её строительство как и открытие памятника Минину и Пожарскому, обязана потреотическому подъёму, вызванная войной 1812г. В Симоновом монастыре покоились герои Куликовой битвы.
Храм Христа Спасителя и колокольня Симонового монастыря оказались в числе первых проектов представлявших новый градостроительный этап в развитии Москвы, связаны с обновлением исторически сложившиеся систе мой вертикали её храмов и колоколен, строительство которых развернулось в середине XIXв. на всей территории Москвы.
В проекте Тона едва заявленная у Витберга тема национального храма па мятника выражена программно и определённо.Новое здание было задумано То ном как памятник подвигу русского народа, черпавшему силы в кровных узах с родной землёй.
Тон придал храму Христа Спасителя ещё одну характеристику для древнерусского храма соборного типа особенность опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. Церковь приобретала таким образом ступен чатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции.
В проекте Тона галерея двухъярусная. Основные особенности архитектурного облика храма определились в 1832 г. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. На четырех колокольнях было пове шено 14 колоколов, выполненных на московском колокольном заводе Н.Д. Финляндского. Все колокола представляли собой не только уникальные музыкальные инструменты, но и столь же уникальные произведения изобра зительного искусства. Колокола были украшены рельефами, орнаментами, надписями. Предметом особой гордости храма Христа был торжественный большой колокол весом 1654 пуда (это более 26 тонн 26464 кг). Следующий по величине праздничный воскресный колокол, весивший 970 пудов (15,5 тонны 15520 кг), был украшен изображениями святителей московских митропо литов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. Третий по величине полиелейный коло кол весом в 635 пудов (около 10 тонн 10160 кг) украшали рельефы с изобра жениями Николая Чудотворца, Александра Невского и Зосимы Соловетского. За ним в убывающим по весу порядке следование будничные колокола. В 1858 году окончился первый, очень важный этап строительства храма. Он был освобожден от лесов и предстал во всем величии своего гигантского объ ема, превратившись отныне в неотъемлиною часть московского городского пейзажа. Храм царил над постройками, над деревьями Александровского сада. При подъезде к Москве в юга и югазапада он был виден более чем за десяток верст.
Его огромные размеры сознательный прием. Они подчеркивали значительность выражаемого ими содержания, свидетельствовали также, что храм это не чета обычным церквам, а что это своего рода Храм храмов. В ходе строительства вносились изменения не только в облик и отделку фассада, но и проект окружения храма. Даже площадь, на которой стоял храм Христа, претерпел несколько этапов проектирования. Возрождение русской традиции размещение храма в центре площади, благо даря чему главным в ансамбле является объём здания, а не окруженное здани ями пространство площади, нашло отражение в архитектурной обработке самой площади, которая трактована как огромный пьедестал подножие гигантского храма, подчеркивавшего скульптурность его объёма. После окон чания строительства Храма Спасителя площадь была засажены нескорослыми деревьями, кустарниками, на ней были разбиты роскошные цве тники.
В течение долгого строительства проект храма Христа Спасителя подвергался непрерывной переработке. Именно это позволяет рассматривать его как памятник искусства, воплотившей наиболее яркие тенденции не толь ко времени утверждения проекта, но и целый половины столетия. Отдельные части храма представляют отделенные этапы художественного процесса. Наиболее ранний этап (1830-1850) связан с фасадами. Скульптуры, украшаю щие их, явление более позднее (1846-1863). Позднему этапу (1860-1880) соот ветствуют росписи, церковная мебель и утварь (1870 начало 1880).
Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: wveik (23.09.2010)
Просмотров: 690 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2018

    Создать бесплатный сайт с uCoz