|
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ
Эрмитаж, безусловно, является
самым значительным музеем России. Величественные дворцы XVIII-XIX вв., где
размещены его коллекции, располагаются на левом берегу пересекающей
Санкт-Петербург реки Невы и являют собой роскошную «шкатулку», где хранится
одна из самых богатых в мире коллекций произведений изобразительного и
прикладного искусства. Благодаря Екатерине II – страстному коллекционеру –
среди живописных сокровищ Эрмитажа мы видим шедевры Рембрандта, Рубенса,
Тьеполо, Джорджоне, Тициана и Тинторетто. И позже российские цари
содействовали развитию этого необыкновенного музея. После революции собрания
расширялись в большей степени за счет реквизиций; в 30-40 гг. XX в. Пополнения
коллекций достигли своей кульминации благодаря приобретению полотен
импрессионистов и постимпрессионистов. Сегодня Эрмитаж располагает одним из
самых богатых собраний современной живописи, включающим шедевры таких мастеров,
как Матисс, Пикассо, Гоген, Сезанн, Ван Гог. Государственный Эрмитаж
в Санкт-Петербурге - крупнейший в России и один из крупнейших в мире
художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой
частную коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке
российской императрицей Екатериной II, но был открыт для посещения публики.
Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий,
расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга.
За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых
коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и
памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. В
ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства,
археологические находки и нумизматический материал. Коллекции музея
располагаются в нескольких зданиях, возведенных знаменитыми петербургскими
зодчими на дворцовой площади и набережной Невы. Сооружения разных эпох, они
образовали блистательный архитектурный ансамбль. В него входят Зимний дворец –
бывшая парадная резиденция русских императоров (Б. Ф. Расстрелли), здания
Малого (Ж. Б. Валлен-Деламот), Старого (архитектор Ю. М. Фельтен) и Нового
Эрмитажей (архитектор Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов), Эрмитажный театр
(архитектор Дж. Кваренги) и Запасной дом. В музейный комплекс включены дворец
Меншикова (архитекторы Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель) и восточное крыло здания
Главного штаба (архитектор К. И. Росси), реставрационно-хранительский центр
"Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода.
Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того
как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию
из картин 225 голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин
размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское
название «Эрмитаж» (место уединения). Для Зимнего дворца Екатериной, а затем и
другими императорами производились зарубежные закупки многих других крупных
частных произведений: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Это
привело к тому что каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2.080
произведений живописи, не считая многочисленные коллекции гравюр и рисунков,
античных древностей, скульптур, западноевропейского прикладного искусства,
резных камней, монет и медалей, а также книг (например, целая библиотека
Вольтера). На основании указа Екатерины II от 1795 г. из Варшавы была вывезена
библиотека Залуских, насчитывающая почти 300 тысяч томов, 10 тысяч рукописей и
огромное собрание гравюр. Эрмитаж был открыт в 1852, тогда он
насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской,
античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы,
археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX
веков. В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения
русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся
дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы
археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XIX века
в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились
и новые произведения искусства. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена
были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например,
всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была
написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и
Новым временем. В 1956 году открылся третий этаж Эрмитажа, допустили
до импрессионистов. Тогда же осенью была выставка Пикассо. Коллекции
насчитывают около трех миллионов экспонатов, в том числе:
произведений живописи - 16 783 графических работ - 621
274 скульптур - 12 556 произведений прикладного искусства -
298 775 археологических памятников - 734 400 памятников
нумизматики - 1 125 323 прочих экспонатов - 144 185 Фонды,
экспозиции, музейные отделы и службы размещены в 10 зданиях, 7 из которых
являются памятниками русской архитектуры XVIII и XIX веков.
|
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (22.09.2010)
|
Просмотров: 1373
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|