|
|
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Кафедральный собор Преподобного
Исаакия Далматского стоит в самом центре города. По размерам он самый крупный,
лишь высотой (101,5 м) немного уступая шпилю Петропавловского собора, и самый
вместительный – в нём может молиться одновременно до 14 тысяч человек.
Строительство длилось 40 лет. Исаакиевский собор был заложен 8 августа
1768 года по проекту А. Ринальди, выполненного в духе раннего классицизма. Это
было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней. Деньги
были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и А. Виста шло
очень медленно – к кончине Екатерины 2 собор был только подведён под карниз,
хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и
итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся постройкой Павел 1 поручил
архитектору В. Бренна быстро завершить её, упростив проект и заменив мрамор
кирпичом. 30 мая 1802 года митрополит Амвросий освятил в высочайшем присутствии
собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному.
Вопреки замыслу вид наскоро завершённого собора оказался маловыразительным,
а в 1816 году из-за аварийного состояния собора службы в нём прекратили.
В 1818 Александр 1 неожиданно утвердил проект, составленный молодым и
ещё не известным французским архитектором О. Монферраном, и 26 июня 1819 года в
высочайшем присутствии был заложен новый собор. В 1822 из-за
технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента
приостановили; при Академии художеств была создана специальная комиссия по
исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие В.П. Стасов, А.И. Мельников,
братья Михайловы, В.И. Беретти. Предложения комиссии Монферран
использовал в новом проекте, утверждённом в 1825 году. В марте 1828 была
поднята первая гранитная колонна портика (114 тонн). По оригинальной идее
Монферрана колонны портиков устанавливали до кладки стен. Собор имеет форму
четырёхугольника, с громадными портиками и гранитными террасами со всех четырёх
сторон. Портики состоят из колонн цельного гранита, каждая 45 м высоты. Колонны
эти – величайшие в свете. Всех наружных колонн в соборе 112. В 1836 году
началось возведение перекрытий и огромного металлического купола, одного из
крупнейших в мире. Под смотрением валдайского мастера И.М. Стуколкина в
Петербурге из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов. К 1841
собор был вчерне готов, началась его отделка. Облицованное серым
рускольским мрамором здание во фронтонах украшено бронзовыми барельефами Ф.
Лемера и И.П. Витали, исполнившего также статуи апостолов и евангелистов по
углам, ангелов со светильниками и большие двери. Рельефы в нишах принадлежат
другим скульпторам: П.К Клодту и А.В. Логановскому, ангелы на балюстраде купола
– И. Герману. Если снаружи собор кажется несколько тяжеловесным, то
внутри он поражает великолепием и разнообразием. В убранстве широко применён
цветной мрамор. Большая часть стен облицована светлым итальянским мрамором,
колонны и пилястры сделаны из розового, филенки и медальоны – из жёлтого и
зелёного, пол выложен серым финляндским. Очень эффектно выглядят исполненные на
Петергофской гранильной фабрике трёхъярусные иконостасы из белого мрамора с
колоннами и инкрустацией из малахита и лазурита. Главные царские врата отлиты
из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы Клодта. Образа
в центральном иконостасе написали Т.А. Нефф, Ф.П. Брюлло, С.А. Живаго, в
боковых – К.Дузи и Н.А. Майков. К 1860 году все они были заменены точными
мозаичными копиями. Заалтарный витраж изготовил в Мюнхене мастер М.Э.
Эйнмиллер. Брюллов изобразил в плафоне купола Богоматерь с апостолами и ангелами,
Бруни с учениками – сцены из Библии, Нефф на пилонах – евангельские сюжеты.
Всего в технике фрески и масляной живописи в соборе выполнено более 150
произведений. Собор всё время пополнялся художественными
произведениями. Так, в 1902 году в него поступили «Четыре евангелиста» Г.И.
Семирадского. Золотую утварь для ризницы изготовила фирма Никольс и Плинке,
серебряную – мастерские П.И. Сазикова и Ф.А. Верховцева. Последняя отлила из
серебра гробницу для плащаницы, образ на которой написал П.М. Шамшин. Освещался
интерьер семью люстрами из золоченой бронзы. Престол с 1895 года украшен
серебряной одеждой с чеканными рельефами. В соборе после его
возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы.
Несмотря на длинную историю, святынь и древностей в храме было не так много. С
правой стороны в великолепном киотеи золотой ризе находился образ Тихвинской
Божией Матери, перенесённый в 1859 году с Песков и прославившейся несколькими
исцелениями; с левой – Корпусной Божией Матери, почитаемый с конца 19 века.
Александр 2 подарил храму Нерукотворный Спас (1693 год) кисти Ф.Ф. Ухтомского,
перед которым молился Пётр Великий. Синод к освящению поднёс серебряный крест с
частью Животворящего Древа и мощами. 30 мая 1858 года, в престольный
праздник, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным,
отчего в нём всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни.
Перед революцией в соборе служило пять священников. С 1909 года
настоятелем являлся Александр Иоаннович Исполатов, последним, с 1917, - Николай
Григорьевич Смирягин. В конце 1919 собор перешёл под управление
«двадцатки», а три года спустя был ограблен при пресловутом «изъятии церковных
ценностей». В 1923 и 1927 годах власти пытались его закрыть из-за «неправильной
эксплуатации», но преуспели в этом лишь 14 июля 1928 года. 10 ноября 1930 в нём
открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и
отданы в переплавку все колокола. С начала Великой Отечественной войны
в подвалах и помещениях собора были укрыты художественные сокровища из музеев
пригородов Ленинграда. Купол собора в целях маскировки закрашен серой краской.
В результате бомбёжек и артобстрелов Исаакиевский собор получил повреждения,
сильно пострадали интерьеры. В 1957 году после больших
реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открыт как
музей-памятник, охраняемый государством. В июне 1991 зарегистрирована церковная
община, а через год было принято решение о совместном использовании собора
верующими и музеем. Службы в нём совершаются только по особым дням с разрешения
дирекции музея.
|
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (22.09.2010)
|
Просмотров: 602
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|