|
|
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СФИНКСОВ НА ПРИСТАНИ У АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Столицей Древнего Египта в эпоху
Среднего и Нового царства с XXI века до н. э. был город Фивы. На западном
берегу Нила располагались заупокойные храмы, гробницы, в жалких лачугах ютились
бальзамировщики, а на востоке пребывал царь и горожане. Пристани на западном
берегу Великой реки были облицованы гранитными полированными плитами и здесь
находились статуи сфинксов. Множество каменных чудовищ с лицами фараонов
стояло, вытянувшись в два ряда, один против другого. Они несли, прежде всего,
сторожевую службу. Считалось, чем больше сфинксов охраняет гробницу, тем
сильнее защита от враждебных чар и помыслов. Сфинксы рождались в скульптурных
мастерских, находившихся в ведении главного жреца храма Амона-Ра и помещавшиеся
при храме. Глыбу камня отёсывали, придавая ей прямоугольную форму. Затем на
деревянных катках подтаскивали к берегу Нила, погружали на баржу и отвозили к
нужному месту. Работа над статуей начиналась с того, что поверхность камня расчерчивали
на мелкие клетки, рисовали профиль и фас сфинкса, а также вид со спины. Затем
рабы скалывали лишние куски камня. Когда статуя была готова, её шлифовали для
предания камню зеркального блеска. За храмом Амона-Ра возвышалось другое
величественное здание – это была усыпальница Аменхотепа III. Чтобы охранять
собравшиеся в ней богатства от всякого рода тёмных сил, между берегом Нила и
гробницей были установлены два больших сфинкса. Однако прошли сотни лет, и
сфинксы вместе с храмом Аменхотепа III были погребены под многовековым слоем
песка. В 1820-х годах в районе Фив французами под руководством учёного Ж.Б. Шампольона
производились археологические раскопки, и первой интересной находкой стала пара
прекрасно сохранившихся сфинксов. Одна из откопанных скульптур была отправлена
в Александрию, где её заметил русских офицер и литератор Андрей Муравьёв,
который поставил перед собой цель доставить сфинксов на берега Невы. Муравьёв
написал об этом Николаю I в Петербург, который передал его послание Совету
Академии Художеств. Было решено приобрести сфинксов для украшения города. Однако
сложилось так, что Николай I отправился в Европу, не успев подписать решение
академического Совета. «Помогла» французская революция 1830-го года - о
сфинксах французы забыли, и русское правительство приобрело их за 64 тысячи
рублей ассигнациями. В мае 1832 году на парусном корабле «Буэна сперанца»
(«Добрая надежда») сфинксов в больших деревянных клетках привезли в
Санкт-Петербург и поместили на Круглом дворе Академии художеств. В то время велись работы по
сооружению большой пристани на набережной под руководством К.А. Тона. Константин Андреевич Тон родился в
Санкт-Петербурге 6 ноября 1794 года в зажиточной семье. Его отец содержал
мастерскую ювелирных изделий. В октябре 1803 года мальчик был определен в
Петербургскую Академию художеств, а с 1809 года начал специально заниматься
архитектурой и очень успешно. В начале 1810-х годов он создает первые в своей
жизни проекты крупных зданий: в 1811 году – «великолепное и обширное здание
среди сада, удобное для помещения в нем всяких редкостей», в январе 1812 года –
«план для общественного увеселения жителей столичного города». Учеба Тона в
Академии художеств была плодотворной, и он из года в год получал медали,
отмечавшие высокие достоинства его проектов: в 1812 году – проекта Дома
Инвалидов, в 1813 году – проекта монастыря, в 1815 году – проекта «здания
Сената в том месте, где он находится». По приезде в Петербург творчество
Тона развивается в основном в двух направлениях. С одной стороны, он продолжает
проектировать, как и в годы учения в академии, в стиле классицизма. К их числу
относятся: перестройка интерьеров Академии художеств в Петербурге,
пристань-набережная перед Академией художеств (1832—1834), постройка Малого
театра в Москве (1840), Дома Инвалидов в Измайлове в Москве и губернаторского
дома в Казани, частные дома в Петербурге и Новгороде, Лесной институт и казармы
в Свеаборге. С другой стороны, в его творчестве все большее место начинают
занимать постройки в «русском» стиле. К.А. Тон является создателем
«русско-византийского» архитектурного стиля, его самые знаменитые памятники -
храм Христа Спасителя, Кремлёвский дворец, Оружейная палата. Еще в одном из спроектированных для
Москвы сооружений – Петербургском вокзале на Каланчевской площади (1844—1851) –
Тон вновь обнаружил свойственное классицистам пристрастие к варьированию и
разработке раз найденного типа композиции. В здании вокзала соединились черты и
мотивы, отработанные при проектировании Большого Кремлевского дворца и
Оружейной палаты. Возможно, это сходство было сознательным. Как и общность облика
Московского и Петербургского вокзалов обеих столиц, оно должно было представлять определенный
комплекс идей. Пристань в Петербурге строилась К. А. Тоном в
центральной и передней части столицы и была первой на пути иноземных кораблей,
плывущих в столицу из Финского залива. Сначала Тон хотел оформить пристань в
греческом виде. Было решено отлить двух бронзовых коней со всадниками и два
античных фонаря. Однако, когда привезли двух огромных древних сфинксов, Тон
изменил скульптурную задумку, и на гранитные плиты поместил сфинксов. Прежние бронзовые
колонны античного типа он сохранил. Во время блокады Ленинграда сфинксы были
защищены бревенчатыми коробами от взрывов, а в 1959 году пострадавшая во время
войны пристань была реставрирована, в частности, были восстановлены четыре
бронзовых грифона у гранитных скамей, исчезнувшие при загадочных
обстоятельствах во время революции. Сфинксы снова заняли своё почётное место на
гранитных плитах и теперь уже не сходили с них.
|
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (22.09.2010)
|
Просмотров: 1494
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|