Среда, 19.12.2018, 01:55
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
О городе [3]
Достопримечательности Санкт-Петербурга [21]
Петергоф [7]
Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Достопримечательности Санкт-Петербурга

КАЗАНСКИЙ СОБОР
В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона – Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью по всей Империи. 
Датируемая концом 16 века икона появилась в Петербурге в 1710 году; её, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Фёдоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке», где тогда находился центр новой столицы. 
По проекту М.Г. Земцова 6 сентября 1733 года на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Её освятили 3 июля 1737 года в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днём раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное – мастер И. Геринг, иконы написали И.П. Горскин и Г.И. Мелентьев.
Уже в конце 18 века церковь на главной улице Санкт-Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле стала казаться чересчур невзрачной для растущей и всё более украшаемой столицы. В конце 18 века Д. Кваренги и Н.А.Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.
В 1799 Император Павел 1 провёл конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В нём принимали участие П.Гонзаго, Ч. Камерон, Ж.. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А.Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А.С. Строгонова, известного мецената и президента академии художеств.
27 августа 1801 года Александр 1 заложил трёхпридельный храм, который возводился целое десятилетие. Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 году в его левом пределе был погребён фельдмаршал кн. М.И. Кутузов-Смолеский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамёна, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 году у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б.И.Орловского.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы – И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Г. Гордеев, статуи – С.С. Пименов, Мартос, В.И. Демут-Малиновский, но не всё из задуманного удалось осуществить. Огромные северные ворота собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» 15 века во флорентийском баптистерии.
Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хотя по-прежнему великолепные 56 колонн из розового гранита с золочёными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора. Всё лепное убранство исполнили Ф. Торричелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы. Образа были поручены видным академикам: В.К. Шебуеву, Ф.П. Брюлло и другим (большинство ныне хранится в Русском Музее).
Царские врата отлиты из серебра (П. Теннер), иконы (В.Л. Боровиковский), символы Веры, Надежды и Любви (П. Ажи), укреплённые под куполом и огромное паникадило на 180 свечей (Ж. Герен). Ко дню освещения чудотворный образ был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными и жемчугом.
После изгнания французов из России донской атаман М.И. Платов прислал собору трофейное серебро, отнятое у них. Архитектор К.А. Тон использовал это серебро в 1834 году для облицовки главного иконостаса (через 40 лет тоже сделали и в пределах). В том же году Император Николай 1 заказал академикам Ф.А. Бруни, П.В. Басину и К.П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах.
В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведён большой реставрационный ремонт.
Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы. По проекту Н.Н. Никонова в 1891 году в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.
В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой великий князь Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра 1, оклад непрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 году по рисунку И. и А.И. Белинских, а также старинный крест 17 века с частицами святых мощей. К освящению председатель строительной комиссии А.А. Строганов поднёс замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д.И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Фёдоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов.
Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра 2, а на соседней колонне – манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла 1 и Александра 1. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 году академиком И.А. Тюриным.
В 1837 году на площади перед Казанским собором поставлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли. Оба полководца изображены с непокрытыми головами, в мундирах и плащах; у ног каждого – французское знамя с переломленным древком.
Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шёл самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным.
Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались «царские дни», когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном. 28 октября 1893 года в переполненном соборе отпевали П.И. Чаковского.
С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешёвыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.
Соборный притч перед революцией состоял из шести протоиреев и четырёх священников. Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих, а 15 ноября отрыт как музей религии и атеизма.
Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор. В Троицу 1991 возобновились богослужения, предусматривается полная передача собора епархии.
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (22.09.2010)
Просмотров: 598 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2018

    Создать бесплатный сайт с uCoz