Суббота, 20.04.2024, 15:20
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
О городе [3]
Достопримечательности Санкт-Петербурга [21]
Петергоф [7]
Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Достопримечательности Санкт-Петербурга

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – ЛИЦО ГОРОДА (ЧАСТЬ №3)
Основную роль в архитектурном облике площади играет здание Александринского театра (ныне Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина, замыкающее площадь с запада. Сооружение К. И. Росси отличается гармоничностью пропорций, стройностью, вели­чием. Над колоннадой, окружающей все здание, на главном фасаде — квадрига Аполлона, выполненная по модели скульптора С- С- Пименова. Театр получил название Алек­сандрийский в честь жены Николая 1.
Торжественное его открытие состоялось 31 августа 1832 года трагедией Крюковского «Князь Пожарский» и балетным дивертисментом. Первое время на александрий­ской сцене ставились не только драматические спектакли, но также оперные и балетные. Весной 1836 года здесь впервые увидела свет рампы комедия П. В. Гоголя «Ре­визор». Позднее на сцене Александрийского театра впер­вые были осуществлены постановки пьес А. Н. Остро­вского «Не в свои сани не садись» и «Гроза» и почти всех пьес И. С. Тургенева. Здесь ставились спектакли по произведениям Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щед­рина, А. В. Сухово-Кобылина, А. К. Толстого, А. П. Чехова.
С Александрийским театром связано не одно поколение блестящих русских актеров. На его сцене играли Е. С. Семенова, В. Н. Асенкова, В. А. Каратыгин, М. Г. Савина, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов. Здесь работал режиссером В. Э. Мейерхольд. И сегодня театр продолжает творческие поиски и плодо­творную работу. После того как вы обойдете площадь, пройдите за театр. Перед вами — самая короткая и самая, пожалуй, удивительная улица Петербурга. Она носит имя Зодчего Росси. Из длинной череды зодчих, строивших северную столицу России, только двое увековечены в названиях улиц. Один из них Ф.-Б. Растрелли (его именем названа площадь перед Смольным монастырем), второй — К. И. Росси.
В 1828—1834 годах К. И. Росси создал грандиозный архитектурный ансамбль, который включает площади Алек­сандрийскую и Чернышеву (ныне площади Островского и Ломоносова) и соединяющую их Театральную улицу (ныне улица Зодчего Росси).
Улица Зодчего Росси сформирована двумя однотипными зданиями; протяженность фасада каждого — 220 метров. Ширина улицы и высота зданий одинаковы — 22 метра. Удивительная гармоничность облика этой небольшой улицы делает ее уникальной.
Здание на левой, четной стороне улицы Зодчего занимает всемирно известная Академия русского балета. Она носит имя замечательной танцовщицы  А. Я. Вагановой. Основание академии положено в 1738 году, когда была создана Театральная школа, позже преобразованная в хореографическое училище. А. Я. Ваганова преподавала здесь в течение многих лет. Петербург — родина русского балета. Из стен Хореографического училища вышли А. И. Истоми А. П. Павлова, Т. П. Карсавина. В. Ф. Нижинский, Г. Уланова, Н. М- Дудинская, К. М. Сергеев и другие звезды балета.
С петербургским хореографическим училищем связана деятельность знаменитых балетмейстеров М. И. Пети М. М. Фокина я других.
Пройдя улицу Зодчего Росси, вы окажетесь на площади Ломоносова. Центральная ее часть занята круглым сквером. Полукруглую форму площади придает главный фасад 1 монументального здания, возведенного Росси для Министерства народного просвещения. Центральная часть фасада, подчёркнутая четырьмя парами колонн, стоящих на высоком колене, прорезана двумя проездными арками. Сквозь неё видна перспектива улицы Ломоносова, Гостиный двор, купол Казанского собора.
В небольшом сквере в центре площади стоит бюст М. Ломоносова, установленный в 1892 году.
В архитектурный ансамбль площади входит и дом № по набережной Фонтанки, построенный по проекту Росси (г участии И. И. Шарлеманя). Здесь находилось Министерш внутренних дел. где служили И. С. Тургенев, А. И. Герц М. Е. Салтыков-Щедрин. В настоящее время это здание занимает типография имени Володарского Государственного издательско-полиграфического комплекса «Лениздат».
Рядом на набережной Фонтанки — современное пяти этажное здание, построенное в 1964 году архитектора С. И. Наймарком и В. Ф. Хрущевым. Это Дом прессы. Здесь находится  комплекс «Лениздат», редакции газет «Санкт-Петербургские ведомости». «Смена», «Вечерний Петербург» и других. Чтобы не слишком уклоняться от маршрута, обратите внимание за Домом прессы лишь на здание Петербургского академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. Нельзя, побывав в Петербурге, не увидеть этот театр, который в течение почти четырех де­сятилетий был, пожалуй, наиболее посещаемым из всех петербургских театров. С 1956 года главным режиссером Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ) — так до недавнего времени назывался этот театр — был Г. А. Товстоногов. Благодаря его талантливому руко­водству БДТ стал одним из лучших драматических театров страны, получил известность за рубежом.
Здание построено в 1876—1878 годах, автор проекта — архитектор Л. Ф. Фонтана. До революции здесь размещался Малый театр А. С. Суворина. После победы Октябрьской революции по инициативе М. Горького, при содействии А. В. Луначарского, М. Ф. Андреевой, А. А. Блока был создан Большой драматический театр, который по мысли его организаторов должен был стать театром «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии».
Новый театр начал свою деятельность в феврале 1919 года. В его труппу вошли выдающиеся актеры Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, М. Ф. Андреева, В. В. Максимов. Начав с произведений классики, театр одним из первых в стране обратился к образам современников. С Большим драмати­ческим театром связаны имена выдающихся советских ак­теров. Среди них Е. В. Александровская, В. Т. Кибардина, В. П. Полицеймако, П. Б. Луспекаев, Е. 3. Копелян, К. Ю. Лавров, В. И. Стржельчик.
От здания театра хорошо виден силуэт моста через Фонтанку, на который вы, конечно, обратили внимание, как только вышли на площадь Ломоносова. Четко очерчены арки пролетов моста. Живописный облик придают ему че­тыре гранитные башни. Мост Ломоносова (бывший Черны­шев) — один из семи однотипных каменных мостов через Фонтанку, сооруженных в 1780-х годах, замечательный па­мятник русского мостостроения. Из них сохранилось только два, остальные перестроены. Второй такой мост — Старо-Калинкин — расположен значительно ниже по течению Фонтанки. Когда-то эти мосты были разводные и в башнях находились подъемные механизмы.
Вы можете вернуться на Невский или по улице Зодчего Росси, или по правому берегу Фонтанки. Застройка набе­режной в этой ее части в основном сохранила характер и масштаб первой половины XIX века. Прекрасными образ­цами архитектуры классицизма являются дома № 33, 41 (архитектор Л. Руска) и № 33 (архитектор Х.-Г. Паульсен).
В доме № 35 жил писатель, музыкальный критик, фи­лософ князь В. Ф. Одоевский. Он был одним из организа­торов Русского музыкального общества. Литературно-музы­кальные вечера у Одоевского посещали П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, М. И. Глинка.
Противоположный берег Фонтанки, застройка которого многоэтажными доходными домами велась во второй половине XIX — начале XX века, представляет интересные образцы архитектуры жилых домов. В стиле модерн построен в 1910— 1912 годах бывший доходный дом графа М. П. Толстого (дом № 54). Автор проекта — архитектор Ф. И. Лидваль. Необычна для доходного дома анфилада трех прекрасно оформленных проходных дворов, соединенных высокими арками.
В перспективе Фонтанки становится виден один из са­мых красивых мостов Петербурга — Аничков. Еще в 1715 году по линии «Большой першпективной дороги» через Фон­танку был сооружен первый — деревянный — мост. Ра­ботным батальоном, который строил мост, командовал под­полковник М. О. Аничков. Отсюда и произошло название моста. Он не раз перестраивался, а название оставалось прежним. Тот облик, который Аничков мост имеет сегодня, он приобрел в середине XIX века. Четыре скульптурные группы, установленные по углам на гранитных постаментах, созданы скулыггором П. К. Клодтом. Изображения этих групп, многократно тиражированные на открытках, в альбомах, вам несомненно хорошо знакомы. Клодтовские кони входят в число своеобразных символов города на Неве.
Фонтанка была когда-то южной границей города. У Авичкова моста находилась так называемая Аничкова за-стява, где проверяли документы приезжих, взимали с них пошлину. В середине XVIII века въезду в Петербург особую торжественность придавал Аничков дворец. Происхождение его названия то же, что и у названия моста. Дворец сооружен по проекту архитекторов М. Г. Земцова, Г. Д. Дмитриева, Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, которая подарила его графу А. Г. Разумовскому. Аничков дворец являлся композиционным центром дворцово-парко­вого ансамбля, сложившегося на углу Невского и Фонтанки. Главный его фасад обращен в сторону Фонтанки, от которой к входу был прорыт подъездной канал с ковшом.
В начале XIX века дворец перешел в собственность дворцового ведомства. Подъездной канал и ковш за ненадоб­ностью были засыпаны. На их месте архитектор Д. Кваренги в 1803—1805 годах построил ансамбль из двухэтажных кор­пусов торговых рядов вдоль Невского проспекта и набереж­ной Фонтанки. Первые этажи этих торговых рядов пред­ставляли собой открытые арочные галереи.
Вскоре в корпусах разместилась администрация импе­раторского Кабинета — учреждения, ведавшего имуществом императора- В связи с новым назначением корпусов архи­тектор Л. Руска заложил в них аркады, и здания приобрели тот вид, в котором дошли до нашего времени.
В 1937 году Аничков дворец гостеприимно распахнул двери перед ленинградскими школьниками. Здесь был от­крыт Дворец пионеров — ныне это Дворец творчества юных. Множество кружков художественной самодеятельности, тех­нического творчества, спортивных и других привлекают сюда детей и подростков со всего города-
За мостом, на углу Невского и Фонтанки,— здание, архитектурный облик которого заставит вас вспомнить Строгановский дворец. Это дворец князей Белосельских-Белозерских, построенный в 1847—1848 годах архитектором А. И. Штакеншнейдером.
С 1830-х годов классицизм постепенно сменяет эк­лектика. В это время архитекторы прибегают к более разнообразным композиционным решениям, используя в творчестве элементы различных «исторических» стилей, стилей прошлого — готики, барокко, восточной архитек­туры. А. И. Штакеншнейдер — один из видных предста­вителей раннего периода эклектики. В облике построенного им дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте отразились черты и особенности барокко середины XVIII река. В наши дни во дворце, который славится своими прекрасными интерьерами, располагается муниципальный культурный центр. Здесь устраиваются художественные вы­ставки, концерты, литературные вечера. Много интересного можно увидеть на берегах Фонтанки за Аничковым мостом — выше по ее течению. Обратите внимание на дом № 25 на правом берегу. С 1814 года он принадлежал Е. Ф. Муравьевой, вдове известного писателя, попечителя Московского университета М. Н. Муравьева. Ее сыновья Никита и Александр, известные декабристы, жили в родительском доме в 1810—1820-х годах.
Дом Муравьевых славился своим гостеприимством и радушием и постоянно был полон многочисленными друзьями. Приезжая в столицу, у Муравьевых останавли­вался К. Ц. Батюшков; в одном из своих стихотворений я упоминал «Фонтанку, этот дом и столько милых лиц...». В 1818 году в доме Муравьевых поселился Н. М. Карамзин и прожил здесь несколько лет. Некоторое время в доме Муравьевых жили художник О. А. Кипренский и известный гравер Н. И. Уткин. Здесь бывали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. С. Пушкин.
У братьев Муравьевых часто собирались М. И. и С. М. Муравьевы-Апостолы, М. С. Лунин, И. Д. Якушкин. С. П. Трубецкой, Н. И. Тургенев и другие. В этом доме не раз проходили важнейшие совещания с участием К. Ф. Рылеева и П. И. Пестеля. Здесь обсуждался один из программных документов декабристов — проект конституции, написанный Никитой Муравьевым. Из этого дома уехала к мужу в Сибирь жена Никиты Муравьева Александра Григорьевна.
В доме № 21 находится Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. Здесь проводятся встречи с зарубежными делегациями и туристами, международные конгрессы, сим­позиумы. В начале прошлого века дом принадлежал Д. Л. Нарышкину и славился своими балами и приемами, на которые съезжался весь светский Петербург. Д. Л. Нарыш­кин был знаком со многими литераторами. В его доме бывали Пушкин, Жуковский, Гнедич, Крылов.
В середине 1840-х годов владелицей дома стала графиня С. Л. Шувалова. Тогда же дом был перестроен. На левом берегу Фонтанки хорошо видно от Невского проспекта протяженное трехэтажное здание, центральная часть которого выделена восьмиколонным портиком (дом № 36). Оно построено в 1804—1807 годах по проекту Д. Кваренги для Екатерининского института — привилегированного жен­ского учебного заведения, упраздненного после Октябрьской революции. Сейчас здание принадлежит Российской нацио­нальной библиотеке.
Рядом, за нарядной чугунной оградой, в глубине пара­дного двора, стоит дворец Шереметевых, так называемый Фонтанный дом, построенный архитекторами С. И. Чевакинским и Ф. С. Аргуновым,— замечательный памятник русского зодчества середины XVIII века. Ограда выполнена в 1844 году по проекту И. Д. Корсини. На арке ворот изображен герб Шереметевых. Шереметевы — один из самых прославленных родов России, многие поколения которого преданно служили своей стране и необычайно много сделали для ее блага.
Дворец связан с именем А. С. Пушкина: летом 1827 года поэт приходил сюда позировать художнику О- А. Кипренскому. Во флигеле этого дома, в семье известного искусствоведа Н. Н. Лунина, более четверти века прожила А. А. Ахма­това — с 1926 по 1952 год.
...Так случилось, что почти всю жизнь Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного дворца...— писала она в одном из своих произведений.
Фонтанный дом является местом действия ряда сцен «Поэмы без героя».
Ныне в бывшей квартире Луниных размещается Музей Ахматовой, открытый в 1989 году к столетию со дня ее рождения.
За Аничковым мостом, на углу Фонтанки и Невского, на левой его стороне, стоял когда-то доходный дом купца Лопатина, который петербуржцы часто называли «литера­турным домом». Это название дом вполне оправдывал. В его стенах жили или бывали многие известные литераторы. Построенный в конце XVIII века, этот дом в 30-х годах следующего столетия стал одним из самых больших доход­ных домов в Петербурге: Лопатин пристроил здание со стороны Фонтанки, возвел постройки во дворе и сдавал в наем восемьдесят квартир.
В 1837 году здесь жила замечательная русская актриса В. Асенхова, у которой часто собиралась петербургская те­атральная молодежь.
В 1840-х годах в доме Лопатина поселился писатель И. И. Панаев со своей женой Авдотьей Яковлевной, позже ставшей тоже писательницей, автором интересных воспо­минаний о русских литераторах и артистах. Жили здесь тогда и редактор журнала «Отечественные записки» А. А. Краевский и В. Г. Белинский.
У Белинского часто бывали Н. А. Некрасов, П. В. Аннен­ков — известный публицист и литературный критик, М. А. Языков — Друг Белинского, директор Императорского стеклянного завода, проявлявший интерес к литературе и искусству, поддерживавший начинающих писателей. Сюда специально, что­бы познакомиться с Белинским, пришел однажды И. С. Тургенев. Бывал у Белинского и молодой Ф. М. Достоевский. Позднее в доме Лопатина жили И. С. Тургенев и Д. И. Писарев. Тургенев писал здесь свой роман «Рудин».
Осенью 1905 года, во время первой русской революции, здесь размещалась редакция первой легальной большеви­стской газеты «Новая жизнь».
Во время Великой Отечественной войны в дом попала фашистская бомба, и уже после войны разрушенное здание при восстановлении было реконструировано по проекту архи­тектора Н. И. Фомина. Дом отмечен мемориальной доской, посвященной В. Г. Белинскому. В соседнем здании (дом № 70) размещается Петербургское отделение Союза журналистов России.
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (21.09.2010)
Просмотров: 662 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024

    Создать бесплатный сайт с uCoz