Вторник, 22.05.2018, 16:26
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
О городе [3]
Достопримечательности Санкт-Петербурга [21]
Петергоф [7]
Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Достопримечательности Санкт-Петербурга

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – ЛИЦО ГОРОДА (ЧАСТЬ №4)
К Невскому выходит Литейный проспект — начинаясь у Невы, он здесь заканчивается.
На Литейном проспекте, почти у самого Невского, стоит трехэтажный дом № 60, отмеченный мемориальной доской с именем М. Е. Салтыкова-Щедрина. Выдающийся русский писатель-сатирик прожил здесь тринадцать лет — с 1876 года по апрель 1889-го, до конца жизни. Когда он вместе с семьей поселился в этом доме. ему было пятьдесят лет. Его книги прекрасно знала вся мыслящая Россия. В доме на Литейном Салтыков-Щедрин создавал многие крупнейшие произведения — «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», «Господа Головлёвы», «Современная идиллия», «Пестрые письма», «Мелочи жиз­ни», «Пошехонская старина», почти все сказки. Одновре­менно писатель занимался и редакторской деятельностью. Вместе с Н. А. Некрасовым и Г. 3. Елисеевым он возглавлял «Отечественные записки». После смерти Некрасова Салты­ков-Щедрин стал ответственным редактором журнала. Напротив расположен старейший в городе магазин «Букинист», основанный в 1884 году известным книжником В. И. Клочковым. За магазином «Букинист» — протяженное двухэтажное здание с облицованными серым гранитом порталами и про­стенками, с огромными окнами-витринами — «Новый пас­саж» (дом № 57). Он построен в 1912 году архитектором Н. В. Васильевым.
В XVIII веке до нынешнего Литейного проспекта про­стиралась от Фонтанки усадьба Шереметевых. С течением времени вся ее территория оказалась застроенной. Одна из таких построек дом № 53, обращенный лицевым фасадом на Литейный проспект. Это так называемый Шереметевский пассаж, сооруженный в 1914 году по проекту М. В. Красовского (надстроен в 1930-х годах). В архитектуре фасада использо­ваны мотивы итальянского Ренессанса и вместе с тем боль-шеформатные оконные витрины, характерные для модерна.
На противоположной стороне, в глубине двора, отде­ленного от улицы строгой оградой, стоит классическое зда­ние, центральный корпус которого акцентирован восьмико­лонным портиком под фронтоном. Это Мариинская больница, построенная в 1803-1805 годах по проекту Д. Кваренги.
На этой же стороне улицы, чуть дальше Мариинской больницы,— бывший дворец 3. Н. Юсуповой. Дворец соо­ружен в 1852—1858 годах по проекту архитектора Л. Л. Бонштедта, использовавшего приемы архитектуры барокко. Фасад здания облицован тесаным песчаником. Портал ук­рашен скульптурой.
На углу Литейного и улицы Некрасова (бывшей Бассейной) — старинный трехэтажный дом (№ 36), построен­ный в 80-е годы XVIII века. На его фасаде четыре мемо­риальные доски. Они посвящены Н. А. Некрасову, Н. А. Добролюбову, великому русскому хирургу Н. И. Пирогову и талантливому оперному певцу Н. Н. Фигнеру, которые в разное время жили в этом доме.
Некрасов прожил здесь двадцать лет — с 1857 до 1877 года. В 1858 году владельцем дома стал издатель журнала «Отечественные записки» А. А. Краевский. Первоначально двухэтажное здание в 1859 году было надстроено и с тех пор сохранилось до наших дней почти без изменений.
В этом же доме в 1858— -1859 годах вместе с Некрасовым жил Н. А. Добролюбов.
В течение двадцати лет квартира Некрасова на Литей­ном являлась важнейшим центром литературной жизни рос­сийской столицы- В ней размещались редакции двух круп­нейших журналов — сначала «Современника», а после того как правительство закрыло этот журнал,— «Отечественных записок». В 1868 году «Отечественные записки» возглавил   ' Некрасов. Как уже упоминалось, одним из его соредакторов был М. Е. Салтыков-Щедрин.
В «Отечественных записках» печатались И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский и другие литераторы. Все они бывали в этом доме.
В 1946 году, к 125-летию со дня рождения Н. А. Не­красова, в его квартире на Литейном проспекте был открыт мемориальный музей.
Окна квартиры Некрасова обращены на Литейный про­спект, на двухэтажное здание на высоком цоколе, с порталом и кариатидами, поддерживающими балкон (дом № 39). У парадного подъезда этого дома не раз происходили сцены, одну из которых запечатлел Некрасов в стихотворении «Раз­мышления у парадного подъезда». Здесь размещался Де­партамент уделов, ведавший государственными землями, крестьянскими податями, повинностями и т. п. Дом построен в 1846—1848 годах по проекту Г. А. Боссе, в 1857-м пе­рестроен архитектором А. И. Резановым.
На Литейном еще несколько примечательных домов, имеющих «литературные биографии». В доме № 33 осенью 1917 года вместе с женой — 3. Н. Райх поселился С. А. Всенни. Они прожили здесь несколько месяцев. Пятнадцать лет — с 1922 по-1937 год — в этом доме прожил К. А. Федин. На углу Литейного проспекта и улицы Пестеля (быв­шей Пантелеймоновской) стоит огромный доходный дом (№ 24/27), сооруженный в 1874—1875 годах по проекту архитекторов А. К. Серебрякова и П. И. Шестова. По традиции его называют по фамилии владельца домом Му-рузи. Характерные для архитектуры периода эклектики эркеры и балконы, использование орнаментов в духе мав­ританского зодчества делают облик дома запоминающимся.
Здесь осенью 1889 года поселились Д. С. Мережковский и его жена 3. Н. Гиппиус — поэтесса, прозаик, литератур­ный критик. Они прожили в доме Мурузи до 1913 года. У Мережковских регулярно собирались крупнейшие предста­вители русской интеллигенции того времени — писате­ли, поэты, философы, политики, художники. Здесь бы­вали Н. Бердяев, А. Белый, В. Розанов, А. Керенский, Б. Савинков, В. Брюсов, Вячеслав Иванов, А. Блок. С. Дягилев, В. Серов, А. Бенуа и многие другие. Салон Мережковских был наиболее значительным интеллектуальным и художествен­ным центром Петербурга «серебряного века».
Его участников объединяли напряженные духовные по­иски. осознание приоритета духовных ценностей и необхо­димости духовного обновления человека перед лицом на­двигающихся катастрофических общественных перемен.
После Октябрьской революции жизнь разметала посе­тителей салона Мережковских в разные стороны. По-раз­ному сложились их судьбы. Эмигрировали Мережковский, Гиппиус, Вячеслав Иванов и другие. В 1922 году вместе с большой группой ученых и философов, не принявших ре­волюцию, был выслан за границу Бердяев, трагичной была судьба / гавшихся на родине.
От перекрестка Литейного проспекта и улицы Пестеля открывается вид на пятиглавый Спасо-Преображенский всей гвардии собор, посвященный победе России в русско-турец­кой войне 1828—1829 годов. Он сооружен В. П. Стасовым на месте сгоревшего храма. Здание построено в классическом стиле, производит впечатление величия и торжественности. Западный фасад отмечен портиком. Своеобразным памят­ником воинской славы России является и уникальная «пу­шечная» ограда Спасо-Преображенского собора. Она смон­тирована из стволов трофейных турецких пушек. Орудийные стволы установлены дулами вниз как символ того, что из них уже никогда не вырвется огонь войны.
В противоположной стороне, зрительно замыкая перс­пективу улицы Пестеля, вырисовывается силуэт Пантелеймоновской церкви.
Когда-то Литейный проспект, пересекая Невский, про­должался до Владимирской площади. В начале XIX века та его часть, которая начиналась от Невского, получила на­звание Владимирского проспекта. Его протяженность не­многим более 500 метров.
На Владимирском проспекте, застроенном доходными домами конца XIX века, выделяется своим архитектурным обликом двухэтажное здание с белыми колоннами и пиля­страми, с лепными масками на фасаде (дом № 12). Оно постросно в 1820-х годах архитектором А. А, Михайловым. В то время это был богатый хилой дом. Позднее здесь находился Купеческий клуб. После революции в этом здании работали различные театральные коллективы. В настоящее время здесь размещается Санкт-Петербургский государст­венный академический Открытый театр, труппу которого возглавляет И.П. Владимиров.
На углу Владимирского проспекта и Графского переулка в небольшом трехэтажное доме (дом № II) в 1842 году по­селялся молодой Ф. М. Достоевский и прожил здесь почти четыре года. Одно время вместе с Достоевским жил Д. В. Григорович. В этом доме Достоевский написал свой первый роман — «Бедные люди». Сюда летней белой ночью 1845 года пришел Н. А. Некрасов, живший поблизости — в Поварском переулке, в доме 13, поздравить автора с литературным успехом.
На Владимирской площади возвышается Владимирская церковь — замечательный памятник архитектуры барокко. Она возведена в 1761—1769 годах, предположительно по проекту архитектора П.-А. Трезини. Ее отдельно стоящая колокольня сооружена в 1783 году по проекту Д. Кваренги я надстроена в 1848 году архитектором Ф. И. Руска.
От Владимирской площади начинается Загородный про­спект. Название объясняется тем, что в первой половине XVIII века, когда южная граница города проходила по реке Фокитс, здесь проходила Загородная дорога. В самом на­чале Загородного проспекта по январь 1831 года жил поэт, лицейский товарищ А. С. Пушкина А. А. Дельвиг. Здесь он готовил к изданию «Ли­тературную газету» и альманах «Северные цветы». Салон Дельвига играл большую роль в культурной жизни Петер­бурга того времени. У него постоянно бывали В. А. Жу­ковский, В. Ф. Одоевский, П. А. Плетнев и другие. Бывал у своего друга и А. С. Пушкин.
К станции метро «Владимирская» примыкает монумен­тальное здание Кузнечного рынка, расположенное в Куз­нечном переулке. Оно сооружено в 1925—1927 годах по проекту архитекторов С. О. Овсянникова и А. С. Пронина. Это самый известный и самый дорогой рынок в центре Петербурга, отличающийся разнообразием товаров.
В доме на углу Кузнечного переулка и улицы Досто­евского (бывшая Ямская улица) находится Литературно-ме­мориальный музей Ф. М. Достоевского. Он открыт к 150-летию со дня рождения великого писателя.
В этом доме писатель жил в 1846 году и с 187Х года до конца жизни. В последней квартире он работал над романом «Братья Карамазовы». Здесь он умер в 1881 году. Во Владимирской церкви состоялось его отпевание.
По Кузнечному переулку можно выйти на улицу Марата (бывшую Николаевскую) и по ней вернуться на Невский проспект. На углу Кузнечного переулка и улицы Марата — здание Никольской единоверческой церкви, сооруженной в 1820-х годах по проекту архитектора А. И. Мельникова. Часовня построена позднее — в память избавления Петер­бурга от холеры, эпидемия которой вспыхнула в столице в 1831 году. Пока здание церкви используется как музейное: здесь размещается Музей Арктики и Антарктики.
Направляясь к Невскому проспекту, обратите внимание на дом № 4, отмеченный мемориальной доской с именем А. Н. Радищева. Здесь писатель создал свое знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
На углу улицы Марата и Невского проспекта — станция метрополитена «Маяковская».
Не доходя до площади Восстания, сверните вправо — на Пушкинскую улицу. Здесь вы увидите памятник А. С. Пушкину — первый памятник великому поэту в Петербурге. Его открытие состоялось 7 августа 1884 года. Автор памятника  А. М. Опекушин. Он же является автором знаме­нитого памятника поэту в Москве, открытого четырьмя годами раньше петербургского.
Дома на Пушкинской и далее, на Невском проспекте, дают представление о характере застройки города во второй половине XIX века, когда стремительно росло количество доходных домов, строились вокзалы, новые гостиницы и т. п. Одна из известных в столице гостиниц с претенциозным , названием — «Пале-Рояль» находилась на Пушкинской       ; улице (дом № 18/20). Здесь сдавались меблированные квар­тиры, где обычно селились артисты, художники, поэты. В «Пале-Роале» останавливались Ф. И. Шаляпин, писатели Н. К. Михайловский, К. М. Станюкович, молодой В. В. Маповсхвй, художники Г. Г. Мясоедов, И. И. Бродский.
Затем по Невскому проспекту вы выходите на площадь Восстания. До революции она называлась Знаменская — по названию церкви, которая стояла на том месте,- где теперь находить наземный вестибюль станции метрополитена «пло­щадь Восстания». На площади — два здания гостиницы «Ок­тябрьская». На площадь обращен главный фасад здания Мо­сковского (бывшего Николаевского) вокзала. Строительство железной дороги, соединившей Петербург с Москвой, началось в 1847 году по проекту П. П. Мельникова, профессора Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей со­общения). Дорога создавалась на основе новейших достижений науки и техники того времени, в строительстве принимали участие крупнейшие инженеры Н. О. Крафт, М. С. Валков, Д. Н. Журявский и другие. Движение по Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге началось в 1851 году. К этому времени ухе было сооружено и здание вокзала. Его авторы — архитектор К. А. Тон и Р. А. Желязевич.
Позднее Николаевская железная дорога связала город на Неве со множеством других городов страны. В настоящее время основной поток пассажиров, прибывающих в Петербург поездом, вступает на его территорию с этого вокзала.
В центре площади возвышается обелиск городу-герою Ленинграду, установленный к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Гранитный монолит, обработанный в виде штыка, завершается золотой звездой. В нижней части обелиска — опоясывающий его венок Славы и барельефы на тему героической обороны Ленинграда. Авторы монумента — архитекторы А. И. Алымов, В. М. Иванов, инженер Б. Н. Брудно, скульпторы А. А. Виноградов, Б. А. Петров, В. Д. Свешников, А. С. Чаркин.
Прежде чем продолжить путь по Невскому проспекту, по той его части, которая пролегает за площадью Восстания, обер­нитесь назад. Перед вами — незабываемая перспектива про­спекта с мерцающим вдали золотым шпилем Адмиралтейства.
Отрезок Невского от площади Восстания до площади Александра Невского, у которой главный проспект города заканчивается, петербуржцы в обиходе называют Старо-Не­вским проспектом. Его застройка характерна для второй половины XIX — начала XX века.
Влево от Невского отходит Суворовский проспект, ко­торый ведет на площадь Растрелли к ансамблю Смольного монастыря. Рядом с ним — историческое здание Смольного, построенное Д. Кваренги. Ныне в нем размещается городская администрация — мэрия.
Издалека видна Надвратная церковь и ворота Александро-Невской лавры.
И вот ваш неблизкий путь по Невскому проспекту и его окрестностям подошел к концу. Вы на площади Александра Невского. Слева — огромное здание гостиницы «Москва». далее мост через Неву, носящий имя Александра Невского. На противоположном берегу — Малая Охта. Движение по мосту было открыто в 1965 году. Длина его — 629 метров, с пандусами — около километра. Это самый большой мост в городе. Он сооружен по проекту инженера А. С. Евдонина и архитекторов А. В. Жука, С. Г. Майофиса, Ю- И. Сипицы.
Итак, вы в той части города, где все вас окружающее освящено именем Александра Невского — площадь, лавра, мост. Александро-Невская лавра занимает большую террито­рию. В Петербурге, само возникновение которого связано с победами русского оружия, много разнообразных памятников военной славы. Традиция их создания вдет со времен Петра 1. В эпоху стремительных преобразований, требовавших огром­ного напряжения сил всего народа, особое значение приоб­ретала память о героических событиях, и недавних и далеких по времени. Строительство Александро-Невской лавры началось в первые годы XVIII века. В 1710 году был основан монастырь в память о великом русском полководце — нов­городском князе Александре Невском. В 1240 году новго­родский князь Александр Ярославич возглавил русское вой­ско, которое разгромило шведов на реке Неве. За мужество н полководческое искусство в этой победоносной битве Александр Ярославич был прозван Невским.
Проект Александро-Невского монастыря составил Д. Трезанк. В 1717—1725 годах была возведена Благовещенская церковь — первый храм этого старейшего архитектурного ансамбля города. В Благовещенской церкви — могила ве­ликого русского полководца А. В. Суворова, скончавшегося в Петербурге в 1800 году. На плите, вмонтированной в покрытие пода, лаконичная надпись: «Здесь лежит Суворов».
Центром Александро-Невской лавры стал Трояцкий собор, сооруженный в 1776—1790 годах по проекту И. Е. Старова. В 1724 году — к трехлетию Ништадтского мира, увен­чавшего победу России в Северной войне, Петр перенес из города Владимира в столицу мощи Александра Невского, еще в середине XVI века причисленного православной церковью к лику святых. С тех пор Александр Невский считается покровителем Петербурга. Ныне мощи Александра Невского покоятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
В Александро-Невской лавре в Некрополе XVIII века погребены М. В. Ломоносов, многие выдающиеся архитекторы, создававшие Петербург, а также скульпторы, художники. Здесь покоятся Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский, И. П. Мартос.
В Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры похоронены писатели Н. М. Карамзин и Ф. М. До­стоевский, композиторы П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков, художники А. А. Иванов и И. Н. Крамской и многие другие деятели отечественной культуры.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры похоронен крупнейший историк и этнограф Л. Н. Гумилев, который скончался в 1992 году.
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (21.09.2010)
Просмотров: 972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2018

    Создать бесплатный сайт с uCoz