|
|
ОПИСАНИЕ СФИНКСОВ НА ПРИСТАНИ У АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Очень сильное впечатление производят
каменные изваяния сфинксов, когда находишься поблизости от них. Поза сфинксов
спокойна и полна достоинства; царственно-величавые и равнодушные ко всему
окружающему, лежат они, выставив вперёд могучие лапы. Головы изваяний украшены коронами
Верхнего и Нижнего Египта. Они были вырублены из гранита отдельно и затем
укреплены на головах статуй. Лоб до половины закрыт головным платком - немисом,
который, обрамляя лицо, падает на плечи и концами свисает на грудь. Немис –
обязательный атрибут царской власти — всегда изображался на сфинксах, корона же
встречалась значительно реже. На лбах статуй - урей - золотая змейка, считающаяся
покровительницей и защитницей царя и священных животных. Урей встречается на
головных уборах всех правителей и богов Древнего Египта. Однако на «сфинксах из
Древних Фив» уреи отбиты. Ликам сфинксов придано портретное
сходство с Аменхотепом III. Немного продолговатые, миндалевидные глаза
мифических существ широко открыты, веки обозначены кольцом рельефных тонких
полосок (прием, характерный для древнеегипетского искусства). Застывший,
немигающий, загадочный взгляд устремлен вдаль. Еле уловимая улыбка, а вернее,
лишь намек на нее, таится в углах сжатого рта. Подбородки и покрывающие их бороды
- фараоны носили накладные крашеные бородки - не сохранились. Они, вероятно,
были отбиты уже после смерти Аменхотепа III по приказу следующего правителя Египта.
Скорее всего, бородка сфинкса символизировала его силу. Тонко и тщательно
моделированы у скульптур уши. Гладкое округлее лицо не оживлено ни одной
складкой, ни морщинкой, не выделены мускулы. Лица бесстрастны и равнодушны. Так
предписывалось канонами искусства той эпохи. На шее сфинкса – широкое ожерелье
из шести рядов бус. Это традиционное украшение, которое носили, не только цари,
но также их приближённые и знать. Плечи сфинксов и часть передних лап покрывает
полосатая ткань. Посередине груди выбит в виде медальона картуш - царская
табличка с иероглифическим отображением имени фараона. Туловище сфинксов
изваяно обобщённо, без детализации. Древний скульптор сосредоточил всё своё
внимание на изображении головы и лица. Лицо одного из сфинксов повреждено. Это
не «военное» ранение, как может показаться сначала - древний страж усыпальниц
пострадал намного раньше - ещё в тот самый момент, когда его только доставляли
в Петербург на корабле. При погрузке одного из сфинксов произошло неожиданное:
кран не выдержал тяжести, веревка, которой крепилась скульптура, сдвинулась, и сфинкс
ударился о палубу. От удара откололись куски гранита с правой стороны головы,
от шеи до макушки скульптуры прошла глубокая борозда. Даже после реставрации
«рана» на лице колоссального зверя так и осталась. Каждый сфинкс имеет по две
надписи, представляющими собой варианты титулов фараона. Впервые полный перевод
всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог В.В. Струве. Надпись
на груди и между лапами почти одинакова: «Царь Верхнего и Нижнего Египта»,
«Небмара», «Сын Ра», «Аменхотеп, властитель Фив», «Любимец Амона-Ра». Надписи
перед лапами таковы: «Да живёт благой бог, Небмара, отпрыск Ра», «Сын Ра,
Аменхотеп, властитель Фив». Обе статуи прямо испещрены иероглифами, которые тянутся
также и по боковым краям гранитных плит. Сфинксы высечены из красного гранита
(очень плотного, красноватого или розового гранита, который добывался в
Асуанских каменоломнях на юге Египта), и весят по 46 тонн каждый. Их высота 3,
73 метра, а длина - 4, 90 метров. На пьедесталах высечена надпись: «Сфинкс из
Древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году». Две широкие пологие ступени,
поднимающиеся прямо из воды, ведут на обширную площадку с симметрично
расположенными на ней двумя полукруглыми каменными скамьями, края которых
декорированы рельефными металлическими грифонами. В 1958 году
архитектор-реставратор И.Н. Бенуа на основании сохранившихся архивных
документов и старых иллюстраций составил проект восстановления утраченных
грифонов. Модели выполнил мастер специальных
научно-реставрационных производственных мастерских Г.Ф. Цыганков, а отливку в
металле произвели на литейном заводе мастерской Академии художеств. Грифоны черно-жёлтого
цвета, стоят, ощерившись, пригнув к затылку уши. Две передние мощные лапы с
когтями плотно сжаты. Каждый мускул на причудливой морде крылатого льва
выделен, подчёркнут; брови сдвинуты, что придаёт глазам слегка удивлённое
выражение, а крылья расправлены. Ступени лестницы, расположенные между скамьями и
выше их ведут к набережной. По краям этой лестницы стоят высокие цилиндрической
формы бронзовые светильники античного типа, украшенные рельефами. Светильники
опираются на львиные лапы. Рельеф представляют полуобнаженные греческие девушки
или богини, а чуть ниже, по самому металлу, вырезаны листья и стебли растений.
|
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (22.09.2010)
|
Просмотров: 1269
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|