Четверг, 18.01.2018, 12:50
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
О городе [3]
Достопримечательности Санкт-Петербурга [21]
Петергоф [7]
Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Достопримечательности Санкт-Петербурга

ОПИСАНИЕ СФИНКСОВ НА ПРИСТАНИ У АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Очень сильное впечатление производят каменные изваяния сфинксов, когда находишься поблизости от них. Поза сфинксов спокойна и полна достоинства; царственно-величавые и равнодушные ко всему окружающему, лежат они, выставив вперёд могучие лапы.
Головы изваяний украшены коронами Верхнего и Нижнего Египта. Они были вырублены из гранита отдельно и затем укреплены на головах статуй. Лоб до половины закрыт головным платком - немисом, который, обрамляя лицо, падает на плечи и концами свисает на грудь. Немис – обязательный атрибут царской власти — всегда изображался на сфинксах, корона же встречалась значительно реже. На лбах статуй - урей - золотая змейка, считающаяся покровительницей и защитницей царя и священных животных. Урей встречается на головных уборах всех правителей и богов Древнего Египта. Однако на «сфинксах из Древних Фив» уреи отбиты.
Ликам сфинксов придано портретное сходство с Аменхотепом III. Немного продолговатые, миндалевидные глаза мифических существ широко открыты, веки обозначены кольцом рельефных тонких полосок (прием, характерный для древнеегипетского искусства). Застывший, немигающий, загадочный взгляд устремлен вдаль. Еле уловимая улыбка, а вернее, лишь намек на нее, таится в углах сжатого рта. Подбородки и покрывающие их бороды - фараоны носили накладные крашеные бородки - не сохранились. Они, вероятно, были отбиты уже после смерти Аменхотепа III по приказу следующего правителя Египта. Скорее всего, бородка сфинкса символизировала его силу. Тонко и тщательно моделированы у скульптур уши. Гладкое округлее лицо не оживлено ни одной складкой, ни морщинкой, не выделены мускулы. Лица бесстрастны и равнодушны. Так предписывалось канонами искусства той эпохи. На шее сфинкса – широкое ожерелье из шести рядов бус. Это традиционное украшение, которое носили, не только цари, но также их приближённые и знать. Плечи сфинксов и часть передних лап покрывает полосатая ткань. Посередине груди выбит в виде медальона картуш - царская табличка с иероглифическим отображением имени фараона. Туловище сфинксов изваяно обобщённо, без детализации. Древний скульптор сосредоточил всё своё внимание на изображении головы и лица. Лицо одного из сфинксов повреждено. Это не «военное» ранение, как может показаться сначала - древний страж усыпальниц пострадал намного раньше - ещё в тот самый момент, когда его только доставляли в Петербург на корабле. При погрузке одного из сфинксов произошло неожиданное: кран не выдержал тяжести, веревка, которой крепилась скульптура, сдвинулась, и сфинкс ударился о палубу. От удара откололись куски гранита с правой стороны головы, от шеи до макушки скульптуры прошла глубокая борозда. Даже после реставрации «рана» на лице колоссального зверя так и осталась. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющими собой варианты титулов фараона. Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог В.В. Струве. Надпись на груди и между лапами почти одинакова: «Царь Верхнего и Нижнего Египта», «Небмара», «Сын Ра», «Аменхотеп, властитель Фив», «Любимец Амона-Ра». Надписи перед лапами таковы: «Да живёт благой бог, Небмара, отпрыск Ра», «Сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив». Обе статуи прямо испещрены иероглифами, которые тянутся также и по боковым краям гранитных плит. Сфинксы высечены из красного гранита (очень плотного, красноватого или розового гранита, который добывался в Асуанских каменоломнях на юге Египта), и весят по 46 тонн каждый. Их высота 3, 73 метра, а длина - 4, 90 метров. На пьедесталах высечена надпись: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году».
Две широкие пологие ступени, поднимающиеся прямо из воды, ведут на обширную площадку с симметрично расположенными на ней двумя полукруглыми каменными скамьями, края которых декорированы рельефными металлическими грифонами. В 1958 году архитектор-реставратор И.Н. Бенуа на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составил проект восстановления утраченных грифонов.
Модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г.Ф. Цыганков, а отливку в металле произвели на литейном заводе мастерской Академии художеств. Грифоны черно-жёлтого цвета, стоят, ощерившись, пригнув к затылку уши. Две передние мощные лапы с когтями плотно сжаты. Каждый мускул на причудливой морде крылатого льва выделен, подчёркнут; брови сдвинуты, что придаёт глазам слегка удивлённое выражение, а крылья расправлены.
Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. По краям этой лестницы стоят высокие цилиндрической формы бронзовые светильники античного типа, украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельеф представляют полуобнаженные греческие девушки или богини, а чуть ниже, по самому металлу, вырезаны листья и стебли растений.
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (22.09.2010)
Просмотров: 967 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2018

    Создать бесплатный сайт с uCoz