Среда, 19.12.2018, 02:30
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
О городе [3]
Достопримечательности Санкт-Петербурга [21]
Петергоф [7]
Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Достопримечательности Санкт-Петербурга

СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (СПАС НА КРОВИ)
1 марта 1881 года И.Н. Гриневицкий, террорист из «Народной воли», взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра 2, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через пол месяца на месте убийства была освещена передвижная временная часовня, автором которой был Л.Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.
Победителем стала совместная работа А.А. Парланда и архимандрита Игнатия Малышева. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу «исконно русские начала», по желанию заказчика ещё больше приблизил к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного.
Пятиглавый однопредельный храм на 1600 человек был заложен в 6 октября 1883 года в высочайшем присутствии, ещё до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 году были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати тёмно-красных досках, укреплённых на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра 2. в 1894 году закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А.М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 года на главном шатре высотой 81 м был водружён крест.
Ещё раньше, в 1895 году, известная мастерская Фроловых приступила – сперва снаружи, а затем внутри – к мозаичному убранству. М.В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресенья на северном, Н.А. Кошелев – для Христа во славе на южном, Парланд – для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В.М. Вознецов – для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома.
Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.
Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19 августа 1907 года митрополит Антоний в высочайшем присутствии.
Рисунки для мозаик интерьера выполнили В.В. Беляев, Н.Н. Харламов, А.П. Рябушкин и другие. В главном нефе представлена, согласно канонам земная жизнь Спасителя, в западной части – Страсти, Распятие и Воскресение, в Восточной – сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.
Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нём написал Нестеров, местные образа – В.М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра, исполнила из мозаики мастерская Фроловых.
Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С.Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебреную дарохранительницу – уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, - с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованная решётка. Она стояла над сохранённым фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство.
Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма.
В 1923 году храм получил статус кафедрального собора, а в 1930 был закрыт и передан «под культурно-просветительские нужды». Через несколько лет стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.
Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хотя надругательство над ним продолжалось. Наконец, в 1970 году храм передан как филиал музею «Исаакиевский собор», в нём начались сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 году община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.
Строился собор целых двадцать четыре года – с 1883 по 1907 годы. Впервые в истории петербургской архитектуры при строительстве его был применён бетонный фундамент. Хитроумная система гидроизоляции подвалов, паровое отопление, электрическое освещение при помощи 1689 ламп, молниезащита и прочие сооружения позволяли считать его вполне современной постройкой.
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (22.09.2010)
Просмотров: 382 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2018

    Создать бесплатный сайт с uCoz