|
|
СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (СПАС НА КРОВИ)
1 марта 1881 года И.Н.
Гриневицкий, террорист из «Народной воли», взрывом бомбы смертельно ранил на
набережной Екатерининского канала Императора Александра 2, возвращавшегося с
парада в Михайловском манеже. Уже через пол месяца на месте убийства была
освещена передвижная временная часовня, автором которой был Л.Н. Бенуа, а
вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника. Победителем стала
совместная работа А.А. Парланда и архимандрита Игнатия Малышева. В процессе
доработки и упрощения архитектор, положив в основу «исконно русские начала», по
желанию заказчика ещё больше приблизил к памятникам московского зодчества, прежде
всего к храму Василия Блаженного. Пятиглавый однопредельный храм на
1600 человек был заложен в 6 октября 1883 года в высочайшем присутствии, ещё до
окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы
по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 году были начаты гранитный
цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки,
карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати
тёмно-красных досках, укреплённых на цоколе, были высечены главные события и
указы царствования Александра 2. в 1894 году закончилось возведение сводов и
парусов, а в следующем на столичном металлическом заводе изготовлены
конструкции глав, пять из которых на фабрике А.М. Постникова покрыли особой
разноцветной эмалью. 6 июля 1897 года на главном шатре высотой 81 м был
водружён крест. Ещё раньше, в 1895 году, известная мастерская
Фроловых приступила – сперва снаружи, а затем внутри – к мозаичному убранству.
М.В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресенья
на северном, Н.А. Кошелев – для Христа во славе на южном, Парланд – для
Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В.М. Вознецов – для мозаик над
входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых
царствующего дома. Снаружи, под колокольней, на месте смертельного
ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита,
перед которым горела неугасимая лампада. Под золоченым куполом колокольни была
написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную
идею храма. Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что
делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время.
Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19
августа 1907 года митрополит Антоний в высочайшем присутствии.
Рисунки для мозаик интерьера выполнили В.В. Беляев, Н.Н. Харламов,
А.П. Рябушкин и другие. В главном нефе представлена, согласно канонам земная
жизнь Спасителя, в западной части – Страсти, Распятие и Воскресение, в
Восточной – сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне
и поражают своим художественным единством. Мастерская Дж. Нови в
Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий
иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нём
написал Нестеров, местные образа – В.М. Васнецов. Иконы в царских вратах,
отчеканенные из серебра, исполнила из мозаики мастерская Фроловых.
Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по
рисункам С.Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан
оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебреную
дарохранительницу – уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из
яшмы и орлеца, - с гранильной фабрики в Екатеринбурге. После алтаря
главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны
из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованная
решётка. Она стояла над сохранённым фрагментом булыжной мостовой, где произошло
цареубийство. Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил
изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма. В 1923 году
храм получил статус кафедрального собора, а в 1930 был закрыт и передан «под
культурно-просветительские нужды». Через несколько лет стали раздаваться
призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан
соответствующий план. Лишь в 1956 здание вновь обрело статус
памятника архитектуры, хотя надругательство над ним продолжалось. Наконец, в
1970 году храм передан как филиал музею «Исаакиевский собор», в нём начались
сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 году община подала
документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого
делать. Строился собор целых двадцать четыре года – с 1883 по 1907
годы. Впервые в истории петербургской архитектуры при строительстве его был
применён бетонный фундамент. Хитроумная система гидроизоляции подвалов, паровое
отопление, электрическое освещение при помощи 1689 ламп, молниезащита и прочие
сооружения позволяли считать его вполне современной постройкой.
|
Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (22.09.2010)
|
Просмотров: 667
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|