|
|
ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Синдаловский собирает и комментирует петербургские мифы и легенды,
возникавшие по ходу его истории. Автор пишет: «Петербург всегда считался
городом придуманным. Это была фантазия одиночки-Петра: задумал построить на
Финском болоте город и всем назло построил. А раз город новый, без прошлого,
без корней, он не имеет фольклора. В Москве - там есть фольклор, в Крыму -
конечно, на Урале - ну, а как же! А в Питере - откуда ж ему взяться? Однажды мне
захотелось это опровергнуть. Я всегда знал, что история лицемерна: то искажает
факты, то недосказывает. Однажды, читая лекцию по архитектуре Санкт-Петербурга,
я сам попался на удочку; рассказал одну вроде бы совсем правдивую историю, а
потом выяснилось, что это выдумка, легенда. Стыдоба? Это как посмотреть. Не зря
же один умный человек, уж не помню кто (может, Эльдар Рязанов?), сказал:
"История - это сказка, слегка приукрашенная правдой". Легенды и
исторические факты прекрасно уживаются вместе, дополняют друг друга.
Фольклор не претендует на истину, зато он объясняет многое из того, что
стесняется или не хочет объяснять история.
Синдаловский пришел к выводу, что ранее существовавшее мнение, что
Петербург возник на пустом месте и поэтому у него не может быть фольклора в
принципе, ошибочно. Каждый крупный мегаполис не может не породить параллельной,
независимой от официальной, истории.
Если разложить в хронологической последовательности найденные на
сегодняшний день легенды о Петербурге, то получится «История Петербурга в
легендах и преданиях». (Так называется еще одна книга) Но не все легенды
созданы очевидцами событий. И последующие поколения рождали легенды даже о
петровском времени. Как эта: «Однажды во время осмотра Васильевского острова
Петр I заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что
определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно. Воскликнув: «О!
Дерево-монстр! Дерево-чудище!» - Петр приказал на этом месте построить здание
Кунсткамеры».
«Слеза социализма». Так ленинградцы в конце 30-х годов
окрестили Дом-коммуну инженеров и писателей по улице Рубинштейна, 7. В самом
начале 30-х годов старый особняк, стоявший на этом месте, снесли и на его
фундаменте построили, как пишет Ольга Берггольц, «самый нелепый дом в Ленинграде»
«Подмосковье». Так называли кафе, располагавшееся на первом этаже дома 49 по
Невскому проспекту под рестораном «Москва». Некоторое время спустя оно
приобрело широкую известность под именем «Сайгон».
Процесс создания городского фольклора продолжается. И какое счастье для
собирателя уловить момент его рождения. Так, например, было на конкурсе
частушек. Вот только один из образцов творчества участников того конкурса -
частушка, написанная В. Лысовой:
Кони Клодта так и рвутся,
Чтоб по Невскому пройти,
Да боятся, что споткнутся:
«Мерседесы» на пути.
Интересно поверье, которое гласит, что в Михайловском замке призрак
императора Павла 1 неоднократно играл на флажолете - старинном музыкальном
инструменте, похожем на современную флейту. В первый кадетский корпус на
Васильевском острове нет-нет, да и являлся солдат в николаевском мундире и
аршинном кивере. А на противоположном берегу Невы, напротив Николаевского моста
(ныне Лейтенанта Шмидта) жил призрак женского пола - некая тощенькая Шишига в
прюнелевых башмаках и черной пелерине.
Среди студентов и преподавателей Академии художеств бытует легенда об
архитекторе Кокоринове, знаменитом строителе здания Академии и ее первом
директоре, который был так издерган и затравлен, что однажды будто бы покончил
жизнь самоубийством на чердаке Академии. С тех пор в вечерней тишине там
раздаются непонятные звуки. По слухам, это призрак архитектора бродит по
чердакам и запутанным лестничным переходам...
Но это не все. Еще один призрак являлся к главным воротам той же академии по
ночам, во время подъема воды в Неве. На окрик швейцара: «Кто стучит?» в ответ
раздавался то ли грохот ветра, то ли рокот воды, то ли голос человеческий. Но
если вслушаться, можно было разобрать примерно следующее: «Я стучу, я -
скульптор Козловский, со Смоленского кладбища, весь в могиле измок и
обледенел... Отвори».
В 1812 году, когда над Петербургом нависла реальная угроза наполеоновского
вторжения, Александр 1 распорядился переправить памятник Петру в Вологду. Был
разработан план снятия памятника с пьедестала и перевозки его с помощью
специальных барж в безопасное место. Статс-секретарю Молчанову были выделены на
эти цели несколько тысяч рублей.
В это время некоему капитану Батурину снится странный сон, который затем
преследует его несколько ночей подряд. Во сне он видит, как Медный всадник
съезжает со своей гранитной скалы и по петербургским улицам скачет к Каменному
острову, где в то время находился император Александр I. Всадник въезжает во
двор Каменно-островского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный
государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр
Великий. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего
опасаться».
Согласно легенде, сон безвестного капитана доводят до сведения императора,
в результате чего статуя Петра Великого осталась на своем месте. Надо сказать,
влияние вещих снов на жизнь Петербурга было огромным. С основанием Петербурга
мир снов прочно стал составной частью городского фольклора.
|
Категория: О городе | Добавил: wveik (22.09.2010)
|
Просмотров: 2853
| Рейтинг: 2.0/3 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|