|
|
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ XIX-XX вв.
Этапы развития туризма в России – стадии процесса
возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма.
Можно выделить 5 этапов: Просветительский
(до 1890г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий,
походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора
научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном
крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению
социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали
революционно-демократические слои и интеллигенция России. Предпринимательский
– начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет
туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и
начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2
основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный,
рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы,
бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая
экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации
всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития
наметившихся организационно-хозяйственных тенденций. Организационно-централизованный
– начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием
идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики
идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и
экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917
г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики
проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с
социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в
здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни
общества, которые использовались как важные рычаги социалистического
строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма
началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение
профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло
чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и
территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная
база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода
в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности
удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких
цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных
нормативов, что и составило суть следующего этапа. Административно-нормативный
(1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального
туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от
стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие
туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К
позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к
проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало
формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы
непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной
невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского
обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость
широкого использования экономических методов. Переходный (с
1990г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского
хозяйства в условиях экономических реформ: а) изменение структуры
рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка; б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству.
Активное развитие малых и средних туристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на
основе экономических отношений;
г) переход от административного регулирования функций туристского
хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой
законодательной основе.
Одновременно резко обозначились негативные моменты современного
периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку
возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного
хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население
не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в
конце ХХ в., устоявшиеся течения
подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел
возврат к системе ценностей начала века.
|
Категория: История туризма | Добавил: wveik (20.09.2010)
|
Просмотров: 1838
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|