|
|
ВИДЫ ОБУЧАЮЩЕГО ТУРИЗМА
Обучающие туры – весьма
распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с
обучением. Можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:
1) языково-обучающие туры, 2) спортивно-обучающие туры,
3) профессиональное обучение. Языково-обучающие
туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди
клиентов различных возрастов – от детей и их родителей, покупающих туры с целью
облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся
разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.
Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но
предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот
школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация
языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем
последние составляют 10% всего потока). Совмещение языковой
подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие
результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными
языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее
употребляемых – в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию.
Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в
Ирландии, на Мальте и т.д. Языковые курсы могут быть: интенсивные и
общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы
на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и
в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.
Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка,
затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения
по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто
употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же
встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров
в Азию – китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.
Средняя продолжительность туров – 2-3 недели.
Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными
и групповыми (чаще всего – это группы бизнес-языка, группы
школьников). Основные программы обучающих туров – это учебные и
экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы
(в основном в детско-юношеских турах). Учебные
программы – специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных
кабинетах. Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях:
для начинающих, для совершенствующихся и т.д. Все программы включают
в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая
половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина
дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.
Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой
20-30 часов в неделю. Экскурсионно-познавательные программы включают
в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории
и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров. В
зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу
могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом,
плаванием, греблей на каноэ и т.д.). В основном спортивные программы зависят от
возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по
обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и
викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих
мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом – эта форма
обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди
молодежной клиентуры). Групповые туры с размещением в лагерях,
кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком
отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными
и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные
туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид
поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками
разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке.
Распространенным предложением является организация языковых туров для
бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является
необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая
аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий,
индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры,
сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой. Главная
особенность подготовки языково-обучающего тура – исключительно индивидуальный
подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его
языкового уровня, образования, возраста. Организацией
языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные
туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями
(университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы,
работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у
рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с
несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия
обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший
выбор для туристов. Перед началом обслуживания необходимо подготовить
методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники,
разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор
входит в стоимость тура. Размещение туристов языково-обучающих туров
может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы.
Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является
размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную»
разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того,
размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании
старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за
жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже
безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное эффективнее в -отношении
совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом
языке не только в школе, но и в семье. К подбору семей, в которых размещаются
обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор
заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с
которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых
случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными
менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют
хорошую репутацию и опыт в приеме детей. Рекомендуется размещать
обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран – для стимулирования
языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на
изучаемом языке). Если студенты размещаются в общежитиях
(гостиницах), следует проверить, если условия для занятий. Если тур
групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать
руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым
языком. Назначается его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая
сторона. Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12
человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий
более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий
большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы. Спортивно-обучающие
туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно
назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу,
катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт,
подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное –
обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта. Обучающие
программы – это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей
программе под руководством опытных инструкторов. Необходимо разработать
график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это первая половина дня между
завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается
внимание на дозированность нагрузки. После обеда – экскурсионно-познавательные
мероприятия, свободное время. Экскурсионно-познавательные
программы - в основном общего характера. Преимущественно в
массиве времени туристы отдают обучению и занятиям выбранным видом спорта.
На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные
услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали,
конкурсы – словом, все, что интересует туристов на отдыхе. С
туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду
спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров,
услуги которых могут быть платными. В завершении тура между туристами
могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта. Так
же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов прокат и
продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения.
Привлекательна для туристов возможность приобретения сопутствующих
товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной
обуви и т.д. Размещение на спортивно-обучающих турах производится в
гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному
виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на
прилегающей территории, трассы. При обучении теннису при гостинице
должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров
(костюмы, обувь и пр.). Если, например, организуется прием туристов с
обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей
конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки.
Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной
медицинской помощи в экстренных случаях. В целом требования к таким
гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах. Кроме того,
в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так
называемое профессиональное обучение – обучение менеджменту, маркетингу,
компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому
делу, праву – всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий.
Это можно назвать привычным словосочетанием – «повышение квалификации». Но
только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.
|
Категория: Образовательный туризм | Добавил: wveik (22.09.2010)
|
Просмотров: 6360
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|