Пятница, 29.03.2024, 13:35
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
О городе [3]
Достопримечательности Санкт-Петербурга [21]
Петергоф [7]
Главная » Статьи » Санкт-Петербург » Достопримечательности Санкт-Петербурга

ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II (ЧАСТЬ №1)
Первоначальный эскиз 1861 года значительно отли чался от осуществленного памятника. Очевидно, предна значение памятника: запечатлеть матушку-царицу в ее любимой загородной резиденции — подсказало художнику изящную камерную композицию. Микешин представил Екатерину обаятельной женщиной, с непринужденной грацией держащей в руках венок и лиру - символы славы и искусства. На четырехгранном постаменте, прихотливо изогнутом в стиле рококо, должны были разместиться ме дальоны с портретами Румянцева, Суворова, Потемкина и воспевавшего победы екатерининских орлов Державина, но профессора Академии нашли, что пропорции пьеде стала не соответствуют величине фигуры, проект недо­статочно монументален, а лира в руках императрицы «не уместна для памятника коронованной особы». Тем не менее, модель была отлита в бронзе на заводе Шопена и отправлена на Всемирную выставку в Лондоне, где ее высокое техническое качество отметили медалью. Модель понравилась Александру II, и в 1862 году ее установили в царскосельском саду, отметив тем самым столетний юбилей восшествия Екатерины на престол.
В мае 1863 года петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов (внук генералиссимуса) обратился с ходатайством к императору "в воспоминание о благоде тельном для нашего Отечества царствовании Великой Императрицы" соорудить памятник не в Царском Селе, а в столице. Тогда же впервые было названо и место — в сквере перед Александрийским театром.  
Место это будит богатые исторические воспоминания. Рядом — Российская национальная библиотека, известная многим поколениям петербуржцев как Публичка. В ее осно ве лежит книжное собрание польских епископов братьев Иосифа и Андрея Залусских, перевезенное в 1794 году по повелению Екатерины II в Петербург из Варшавы в каче стве военного трофея. Вскоре собрание достигло почти 250 тысяч томов. Для него было построено специальное здание на углу Невского и Садовой (1796 —1801, архитектор Е.Т. Соколов), которое позднее соединилось с главным корпусом, обращенным фасадом на площадь (1828—1834, архитектор К. Росси). Императорская Публичная библио тека, доступная для всех горожан, открылась в 1814 году.
На другой стороне площади — усадьба Аничкова дворца, строившегося в 1741—1750 годах как подарок императрицы Елизаветы Петровны своему тайному супругу, графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. В царствова ние Екатерины II дворец принадлежал Потемкину. В саду Аничкова дворца, простиравшемся в XVIII веке от Фонтанки до Садовой улицы, находился каменный павильон, где устраивались драматические и музыкальные представления. В начале XIX века в деревянном театре, стоявшем на том месте, где позднее соорудили памятник Екатерине, давала представления Императорская российская труппадрамати-ческих актеров, на сцене которого шли пьесы драматургов Екатерининского времени: А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина. Площадь эта стала одним из театральных центров Петербурга еще до постройки Александринского театра (1828—1832, архитектор К. И. Росси).
В связи с изменением места установки памятника, в июне 1863 года Микешин создает новый проект. Высота монумента была увеличена до 7 саженей, или 21 аршин (около 15м), изменена форма постамента, вырастающего на массивном, круглом в плане и суживающемся кверху основании (что в дальнейшем наводило критиков памят ника на сравнение его с настольным колокольчиком). Такая форма позволяла гармонично соединить многофи гурную композицию постамента с венчающей сооружение статуей императрицы. На сторонах постамента предпола галось поместить уже не медальоны, а круглые статуи, причем в число сподвижников Екатерины, по предложению петербургского генерал-губернатора, был включен еще и И.И. Бецкой, так что общее число фигур увеличилось до пяти. Главноуправляющий путями сообщения и публич ными зданиями П.П. Мельников, ведомству которого было поручено сооружение памятника, обратился в Академию художеств за новой экспертизой. Ректор К.А. Тон отвечал, что заключение можно сделать лишь по представлении подробного перспективного плана, но ясно, что памятник не должен быть выше 15 аршин (в полтора раза меньше задуманного художником). Тем временем Микешин создал еще один вариант, изменив пропорции и рисунок поста мента. Предполагалось вернуться к четырехсторонней форме, причем на трех сторонах поместить по два ме дальона с портретами. Возник вопрос, кого еще включить в число изображенных, и художник поставил на выбор име на А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова или княгиню Е.Р. Дашкову.
По этому проекту в декабре 1863 года академики высказали еще более резкое суждение. Совет нашел, что новый рисунок постамента «еще менее монумента лен, чем прежде... безобразно широк внизу в отношении к верху пьедестала и стоящей на нем фигуры и несо­размерно с нею велик». А.П. Брюллов и П.В. Басин настаивали, что высоту надо уменьшить, скульптор Н.С. Пи менов, вообще не понимавший, почему эту работу ведет профессиональный ваятель, указывал, что статую им ператрицы надо «сочинить как следует», и даже академик Я.И. Гримм, который в итоге стал вести архитектурные работы по монументу, нашел, что в представленном проек те «формы памятника не одушевлены, мертвы».
Художника не смутила столь суровая критика. Он про должал работу, шлифуя свой проект и не уступая в основных позициях своего замысла. В марте 1864 года он обратился с ходатайством о выдаче ему для работы из Зимнего двор ца и Эрмитажа бюстов Екатерины, Румянцева, Потемкина, Суворова, Бецкого, Безбородко, Дашковой и Державина. На этом этапе художник вернулся к варианту полно фигурных скульптур вокруг постамента, число которых достигло семи. Стремясь к наибольшей достоверности портретов, Микешин запросил в Министерстве двора подлинные костюмы Екатерининской эпохи из гардероба императорских театров,каковых,однако,там не оказалось.
Модель памятника Екатерине II выполнил по рисун ку Микешина его ближайший помощник, с которым они вместе работали над новгородским монументом, — Матвей Афанасьевич Чижов (1838—1916). Для памятника «Тысячелетие России» Чижовым было вылеплено несколь ко десятков фигур на фризе постамента.
Высочайшее утверждение новой модели памятника последовало 4 февраля 1865 года. Началась работа по леп ке из глины и отливке в гипсе больших фигур. Художнику заплатили только восемь тысяч рублей за выполненную модель памятника. Эти деньги сразу ушли на подгото вительные работы. По смете же, составленной автором, изготовление гипсовой фигуры императрицы и двух фигур для постамента требовало восемнадцати тысяч рублей. Работы в глине были начаты, а средства на литье гипсовых форм не поступали до августа следующего года.
Четырехметровая статуя Екатерины, вылепленная М.А. Чижовым, была закончена 3 февраля 1867 года, и после внесения скульптором исправлений по замечаниям ака демических профессоров в июне фигура была отлита из гипса. Мелочные придирки к Микешину продолжались: от него потребовали разломать деревянный сарай во дво ре Академии художеств, где просушивалась гипсовая скульптура, под предлогом, что шум беспокоит жившего по соседству диакона академической церкви.
Первыми фигурами для постамента оказались Держа вин и Дашкова — их, отлитыми в гипсе, приняли в апреле 1868 года. К декабрю завершилась работа над фигурами Румянцева и Суворова, которые, как и остальные портреты сподвижников Екатерины, выполнил Александр Михайло вич Опекушин (1838—1923). Имя этого ваятеля неразрывно связано с памятником А.С. Пушкину в Москве (1880).
Число скульптур на постаменте было увеличено лишь 15 февраля 1871 года, когда очередной вариант модели памятника вновь осмотрел Александр II. На стороне мо нумента, обращенной к театру, художник предполагал поместить медальон с надписью. Вместо него решили установить изваяния флотоводцев.
Тем временем на площади перед Александрийским театром уже велись строительные работы. Руководство ими было возложено на профессора Давида Ивановича Гримма (1823—1898). По рисункам Гримма были созданы четыре массивных канделябра с пятью фонарями, форма оснований которых как бы вторит силуэту постамента, картуш с надписью и несохранившаяся бронзовая ограда в виде гирлянд из дубовых листьев вокруг памятника. Некоторые архитектурные детали проработал ученик Гримма Виктор Александрович Шретер (1839—1901).
Подряд на устройство фундамента и пьедестала был заключен с петербургскими купцами ГА. Балушкиным и Н.П. Осетровым. Для устройства фундамента вынималась земля в диаметре девяти сажен (около 20 м) на глубину до пяти аршин (3,5 м). Фундамент на сваях клали из от борной бутовой плиты на портландском цементе. Поверх плиты прокладывали сплошной слой гранита, на котором, собственно, и держится постамент. Он сложен из блоков сердобольского гранита трех цветов: темно-красного, светло-серого и темно-серого. Гранит доставляли с апреля 1869 года из окрестностей Ладожского озера на спе­циальных судах. Добывали его на островах Св. Сергия, Св. Германа и Янцарь, входящих в Валаамский архипелаг. Камни весом от одной до трех тысяч пудов (16—48 т) доставлялись к пристани, устроенной вблизи Лебяжьей канавки, откуда их, используя переносные рельсы, изго товленные на заводе Сан-Галли, перевозили на строитель ную площадку. Современники отмечали, что «перевозка камня поперек Невского проспекта почти не прерывала движения экипажей». В работах принимали участие сот ни рабочих, но не было ни одного несчастного случая, за исключением происшествия 13 июня 1871 года, когда при ломке камня на крестьянина Щелпанова отлетела глыба весом в три тысячи пудов, но он удачно укрылся в расще­лине между двумя блоками и остался «целехонек».
Торжественная закладка памятника состоялась в при сутствии императора 24 ноября 1869 года. День был выбран не случайно: по церковному календарю, это День святой Екатерины, то есть день тезоименитства императ рицы Екатерины II — в 1869 году исполнялось 140 лет со дня ее рождения. В основание памятника был положен ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями. В подборке медалей символично соединялись важные события двух царствований: восшествие Екатерины II на престол, присоедине ние Крыма и Тамани, при нятие Грузии в русское подданство, возвращение русских областей от Поль ши — и то, что происходило уже при Александре II: его коронация, освобождение крестьян, покорение За падного Кавказа.
Перед началом работы по отливке статуй в бронзе, 14 июня 1872 года гипсо вые модели еще раз осмот рел царственный заказчик. На этот раз были сделаны лишь мелкие замечания. Александр II обратил вни мание на то, что Микешин изобразил графа Безбородко с Георгиевской звездой, а этот орден, дававшийся за боевые заслуги, вельможа получить не мог, не имея высокого воинского звания. Чтобы избежать подобных огрехов, царь тут же велел присутствовавшему при этом министру путей сообщения графу А.П. Бобринскому (правнуку сына Екатерины II) дать точный список наград изображенных вельмож. По совету царя, около фамилий сподвижников Екатерины были поставлены их графские и княжеские титулы.
С июня 1872 года по май 1873-го все бронзовые детали памятника были отлиты на литейном заводе Кохуна, при надлежавшем торговой фирме «Никольс и Плинке» Бронзы на памятник пошло 3100 пудов (почти 50 т) Высота скульп туры Екатерины — 6 аршин (4,2 м), статуй на постаменте — от четырех до трех аршин. Общая высота памятника, как и задумал Микешин, 7 саженей, то есть 15 метров К этому времени постамент был уже готов В целом на него пошло больше 600 гранитных блоков, вес которых после отделки и шлифовки составил 16,5 тысяч пудов (6 тысяч стесали при обработке). Одна из особенностей массивного камен ного сооружения состоит в том, что, во избежание кор розии, блоки соединяли посредством гнезд и выступов, без пиронов, винтов и железных полос Верхняя брон зовая часть памятника накрывает собой куполообразное завершение постамента, сложенного из гранитных блоков.
Критики не оставляли своих нападок и после окон чательного утверждения проекта В фигуре Екатерины усматривалось «неопределенное выражение», а о скульп турном постаменте журнал «Зодчий» в 1872 году выразился еще более резко По мнению оставшегося безымянным критика, «сподвижники изображены в различных пикант ных и довольно каскадных позах, ни в одном изобра жении .. не выдержан исторический характер. Из этого видно, что г Микешин в настоящее время точно так же нуждается в хорошем исполнителе, как он пользовался в начале своего нового поприща Во все это время он, по-видимому, не старался изучать образцов монумен тальной скульптуры, а потому с ним произошло то, что обыкновенно бывает в случаях такого рода Внезапный случайный успех в художнике пробуждает в нем само мнение, уверенность в своей непогрешимости, и тогда конец дальнейшему развитию».
В августе 1873 года подходила к концу шлифовка по стамента, шла установка бронзовых деталей памятника. Вокруг сквера был устроен тротуар из серого гранита с асфальтовыми полосами между плитами. В сквере выса живали молодые дубки и кусты жимолости. Газоны пред полагались только травяные, без цветов и кустарников, что обеспечивало хороший обзор памятника со всех сто рон. Устанавливалась «простая, но чрезвычайно изящная» ограда, кованые столбики которой соединялись «толстой проволочной сетью с ромбовидными отверстиями».
Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. С 10 часов утра все войска, назначенные к участию в цере монии, были на своих местах. Внутри здания Публичной библиотеки и по периметру сквера был установлен почетный караул. В половине 11-го государь начал объезд войск, выстроившихся на Невском проспекте. Императрица Мария Александровна с дочерьми наблюдали за церемонией из окон библиотеки. От Казанского собора к памятнику направился крестный ход во главе с высшим духовен ством. На специально устроенном в ограде помосте, обитом красным сукном, был отслужен молебен, после чего прогремел салют 360 выстрелами из всех орудий пешей и конной кавалерии. Затем начался церемони альный марш. В честь праздника на Невском и Большой Морской была устроена иллюминация газовыми светиль никами и бенгальскими огнями. «Монумент Екатерине II освещался посредством 4-х приборов в виде труб, отра жавших на поверхность памятника свет пламени особого горючего состава. Много было копоти и дыма, но эффекта не было. Свет оказался слабым, не достигал вершины центральной фигуры, а постамент очутился в полумраке».

Категория: Достопримечательности Санкт-Петербурга | Добавил: wveik (23.09.2010)
Просмотров: 1341 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024

    Создать бесплатный сайт с uCoz