|
|
КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ
Казанский Кремль - один из
красивейших архитектурных ансамблей России. Его стены и башни помнят еще
булгарских князей, воинов Чингис-хана, ханов Золотой Орды, русских царей. Уже
издали, с просторов Волги, виден на фоне неба затейливый силуэт древней
казанской цитадели, раскинувшейся на обрывистом берегу Казанки. Именно сюда
пришли в том далеком двенадцатом столетии булгарские строители, именно здесь,
на высоком утесе у слияния Казан-су и Булака, заложили небольшую, но мощную
каменную крепость. Она была разрушена в конце XIV столетия ордынцами и спустя
несколько десятилетий восстановлена новыми казанскими правителями - чингизидами
Улуг-Мухаммедом и Махмутеком. Находки же уводят нас еще дальше в глубь
веков: в девятое или десятое столетие, в поселение салтово-маяцкой культуры,
находившееся здесь же, на этом холме. Уже тогда здесь процветала международная
торговля. Кремль - гордость столицы Татарстана. Это единственная в
мире живущая татарская крепость, и сегодня служащая центром государственности,
а также самый южный образец псковского стиля в России. В камне его сооружений
мы найдем следы всех эпох, труды многих поколений зодчих, напластования
столетий. Глубоко под землей лежат сегодня древние рвы и валы, остатки
деревянных стен древнейшей Казани, пережившей новый расцвет в XV-XVI веках,
когда у руля управления государством встали ханы распадавшейся Золотой Орды.
Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из
красивейших городов Поволжья, а Керман (так называлась тогда крепость) - ее
неприступным оплотом. Это было мощное сооружение, надежно защищенное высокими
стенами, башнями, со многими рубежами обороны. Здесь размещались правительство
и религиозные лидеры государства, а в северной части возвышался Арк (Ханская
цитадель) с площадью перед ним. Окруженный несколькими рядами
каменных стен на разных уровнях, Арк как бы парил над всей Казанью, красотою
своих башен и минаретов олицетворяя власть ханов, религии ислама. Высокий
трехкупольный дворец, возвышавшийся на крутом мысу Kazan-su, был окружен
многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками. Недалеко
от него стояла Ханская мечеть, где были похоронены казанские правители,
окруженная монументальными durbe (мавзолеями знати), другие монументальные
здания. Перед Арком, на обширной площади, стояла великолепная многобашенная
мечеть-медресе Кул-Шарифа, настолько поразившая воображение русского царя Ивана
Грозного, что по его повелению на центральной площади Москвы в честь завоевания
Казани был возведен храм Василия Блаженного, повторивший образ этой мечети. Так
гласит легенда. С приходом русских прежний градостроительный замысел,
когда-то гениально осуществленный безвестными булгарскими зодчими, сохранился
почти в неизменности и получил дальнейшее развитие, но уже в новых формах.
Крепость Казан, возведенная в XII-XVI веках булгарскими зодчими, представляла
собою хорошо укрепленное сооружение, на первых порах в почти неизменном виде
ставшее основой русского кремля. Русский кремль почти точно повторил татарскую
крепость, а его стены лишь слегка отошли от прежних на его южной границе.
Псковские мастера полностью сохранили всю фортификационную схему казанского
Кермана и лишь заменили его деревянные стены на кирпичные и переделали часть
башен. Сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных
проездных ворот с расходящимися от них дорогами-улицами. Главные мечети
цитадели оказались переделанными в церкви: наиболее грандиозная из них,
увенчивавшая силуэт цитадели, заместилась Троицкой церковью (сегодня на этом
месте возвышается воссоздаваемая мечеть Кул-Шариф), мечеть Нур-Али стала
Гарнизонной церковью. Ханская мечеть была разрушена и в XVIII веке замещена
Дворцовой церковью. Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных
в средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного искусства
татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих. Он накрыл собою
овеянную славой старую татарскую крепость, которая выдержала к тому времени не
одну неприятельскую осаду и из-под стен которой не раз с позором уходили войска
русского царя, пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого
казанского государства. Изначальный замысел проступает и сегодня сквозь
псковские формы и барокко, ранний и поздний классицизм кремлевских сооружений.
В настоящее время Казанский Кремль представляет собой частично
отреставрированную средневековую крепость, внутреннее пространство которой
имеет регулярную планировку и застройку XVIII - XIX веков. Главными
архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой крепости,
Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII
века, согласно легенде, - минарет Ханской мечети), реставрируемая церковь
Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII - XIX века),
Губернаторский дворец (середина XIX века) и др. Спасские ворота
Кремля находятся на месте главных северных ворот татарской крепости. Башня была
возведена во второй половине ХVI века псковскими мастерами Иваном Ширяем и
Постником Яковлевым - строителем знаменитого храма Василия Блаженного в Москве
- самого яркого воспоминания зодчего об архитектуре Казани.
Надстроенная в XVIII веке, Спасская башня воспроизвела в своем образе
черты древнего булгарского архитектурного стиля. С севера к башне примыкает
надвратная Спасская церковь в характерных формах псковского зодчества XVI века.
Это самый древний музей в Казани: издавна здесь экспонировались реликвии 1552
года - знамена, пушки и ядра русской армии. Западная часть укреплений Кремля
сохранила черты дорусского времени: древняя Тюменская башня, оставшаяся еще от
татарских ханов, называется сегодня Преображенской; другая - Ханская (Северная)
башня - недавно вскрыта археологами на склоне берега Казанки. Их архитектура
родственна архитектуре сооружений крымских и турецких крепостей XV-XVI веков.
Деревянный шатер башни Тюмен с дозорной вышкой также сохранил черты
татарской крепостной архитектуры. Возможно, к тому же времени относятся остатки
Пятигранной и внутренняя часть Нуралиевой (Тайницкой) башен. Отсюда шел
подземный ход к роднику, снабжавшему водой Ханский Двор. Он был взорван
русскими в 1552 году, что ускорило падение города. Название башни, происходящее
от слова "тайна", сохраняет воспоминание о тайном ходе к роднику.
Проездные ворота сохраняют древние черты: конструкции сводов, полотнищ,
опускающихся решеток. Другие башни были выстроены уже русскими на месте
татарских. Крепостные стены сочетают в себе черты псковского оборонного
зодчества и "ломбардского" стиля. Существует гипотеза, что в оформлении
зубцов закрепились воспоминания об укреплениях Ханского Двора, выстроенного в
XV веке с помощью итальянских зодчих - тех же, что строили Московский Кремль.
Пушечный двор - производственный комплекс XVII-XVIII веков -
расположился на месте древнего арсенала Ханского Двора. Юнкерское училище -
памятник русского классицизма первой половины XIX века - связано с именами
многих известных военачальников России. Присутственные места - здание
губернской администрации. Появились во второй половине XVIII века. После ряда
реконструкций их фасады обрели черты русского классицизма и более поздних
течений. Башня Сююмбике обозначила в начале XVIII века центр
государственной власти губернии. В ее архитектуре воплотился образ Царства
Казанского, в прошлом увенчанный двуглавым орлом - символом русского
господства. Дворец губернатора спроектировал в 1846 году архитектор
Константин Тон, автор Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в
Москве. Архитектура казанского дворца родственна архитектуре московского как по
псевдовизантийскому стилю, так и по композиции. Благовещенский собор
заложен 2 октября 1552 года. Его архитектор - Постник Яковлев, автор
знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Собор
является самым южным образцом средневековой русской архитектуры псковского
стиля и символически сочетает в себе черты псковской, московской и татарской
архитектурных традиций. Интерьеры здания богато расписаны. В древней его части
еще сохраняются остатки фресок XVI века, более поздние датируются XIX веком. До
начала XX века собор украшала оригинальная по своей архитектуре колокольня,
возможно, перестроенная в XVII веке из древней булгарской оборонительной башни
на рву Тазик. Казанский Кремль вошел в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры. В документе,
представленном на рассмотрение этой организации, уникальность Казанского Кремля
определялась следующим образом: А) единственный в мире действующий
центр татарской государственной культуры и государственной власти; Б)
единственная в России сохранившаяся татарская крепость, которая хранит основы
первоначальной градостроительной идеи (основы планировки, градостроительную
композицию, функциональную организацию комплексов); В) продукт
взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: булгарской,
золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской,
современной татарской; Г) наиболее северо-западная точка
распространения исламской культуры в мире; Д) наиболее южная точка
распространения памятников псковско-новгородского стиля в России (стены и башни
Кремля, Благовещенский собор); Е) концептуальный синтез татарского и
русского архитектурных стилей в ключевых памятниках (башня Сююмбике,
Благовещенский собор, Спасская башня). Одним из наиболее ярких
архитектурных сооружений Кремля, господствующих в панораме города и
приковывающих внимание с любой точки, является строящаяся мечеть Кул-Шариф.
Генеральной идеей Кул-Шариф, достойной быть декларированной в ее архитектуре,
является ее историческое значение как главной мечети Татарстана и татарского
народа, возрождающего свою государственность. Другая ведущая идея -
мемориальность, память о защитниках Отечества. Идея храма как формы политической
декларации не нова в истории архитектуры. Таковы, например, собор Василия
Блаженного в Москве и мечеть Мухаммеда-Али в Каире. Оба эти здания, появившиеся
в переломные для государств периоды, доминируют в силуэте столиц, отличаются
символизмом и нетрадиционностью форм, необычностью архитектурного языка.
Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько
культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав ее включены
Музей исламской культуры Поволжья, Музей
исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью,
библиотека.
|
Категория: Достопримечательности Казани | Добавил: wveik (22.09.2010)
|
Просмотров: 2228
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|