|
|
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Троице-Сергиеву монастырю
самой судьбой было предначертано стать собирателем и хранителем национального
достояния – эталонных памятников художественной культуры разных периодов и
эпох. В монастырской ризнице хранились вклады и пожалования великих и удельных князей,
русских царей и императоров, представителей знатных родов и членов их семей.
Многие произведения, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры,
создавались непосредственно в Троицком монастыре, в его художественных
мастерских, выполнялись по заказам известнейших людей своего времени.
Их своеобразие и уникальность
невозможно осознать, не представляя хотя бы в общих чертах исторической роли
Троице-Сергиева монастыря, который был основан около 1342 года на
северо-восточной окраине Радонежского удела Московского княжества, в глухом
лесном «медвежьем углу». «Что бы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы
вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя», -
писал священник Павел Флоренский. Он называл Сергея Радонежского (1314 или
1322-1392) «духовным родоначальником Московской Руси». Имя преподобного Сергия
относиться к числу тех немногих в русской истории имен, которые переросли
хронологические рамки своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода
знаком, символом.
На протяжении многих столетий великие
и удельные князья, русские цари способствовали укреплению духовного авторитета
и материального благополучия Троице-Сергиева монастыря. С 30-х годов XV века началось постепенное
превращение монастыря в «государево богомолье». Русские государи приежали
помолиться «у гроба преподобного Сергия», осуществляя при этом в монастыре
богатые клады и пожертвования. Устанавливается традиция важные государственные
или семейные дела совершать после посещения «Святой Троицы». Становиться
обычаем в Троице-Сергиевым монастыре крестить наследников великокняжеского
престола. В монастыре приняли крещение Иван III, Василий III, а 4 сентября 1530 года был торжественно крещен будущий Иван IV Грозный. Все более регулярными становятся
поездки (а иногда и пешие походы) в Троице-Сергиев монастырь на богомолье
членов великокняжеской семьи. Как правило, такие поездки совершались на
престольный праздник – Троицын день, на 5 (18 по новому стилю) июля – день
обретения мощей преподобного Сергия, на 25 сентября (8 октября) – день памяти
Сергия. Во времена Ивана Грозного такие посещения стали особенно частыми, а при
Романовых превратились в своего рода ритуал.
С возвышением Троице-Сергиева
монастыря связанно и другое знаменательное явление: превращение местной иконы
«Троица» письма Андрея Рублева в официальный палладиум царской династии.
По свидетельству источников XVII-XVIII веков, «Троица» была написана
Андреем Рублевым «в похвалу Сергию» при его ученике игумене Никоне, то есть в
первой четверти XV века. Она находилась
в местном ряду иконостаса Троицкого собора, построенного в 1422-1423
годах. Около 1547 года в одно из посещений монастыря Иван Грозный привозит на
икону драгоценный оклад, украшенный золотыми дробницами с изображениями святых
(оклад сохранился не полностью, находиться в Сергиево-Посадском музее). Как
показал Б.А.Клосс, в системе дробниц Грозненского оклада «Троицы» «отражены
государственный пантеон святых и идеология божественного покровительства
царской власти, а кроме того – включены изображения святых покровителей членов
царской семьи». Это дало основания
исследователю назвать икону «своего рода палладиумом царской династии». Не
случайно в 1552 году, перед Казанским походом, Иван Грозный приезжал молиться в
Троице-Сергиев монастырь и «к образу святому Живоначалной Троицы, яже сам он
благочестивый царь украсил златом и бисером и камением многоценным, припадает и
слезы много изливая».
Итак,
Троицкий монастырь выполнял роль не просто сокровищницы, а сокровищницы особой,
сакральной. Здесь, «у Троицы» (так часто называли Троицкую обитель), царские
моления проходили не в обычном храме или монастыре, они совершались у гроба
преподобного Сергия – покровителя царской семьи, перед иконой «Троица». Поэтому
сам монастырь со временем стал хранилищем не только редких или уникальных
исторических памятников, но и образцов святости, предметов священных.
|
Категория: Сергиев Посад | Добавил: wveik (20.09.2010)
|
Просмотров: 1124
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|