Вторник, 30.04.2024, 17:54
РОССИЯ. ВСЕ О РОССИИ.
Меню сайта
Категории раздела
Достопримечательности Москвы [12]
Алмазный Фонд [2]
Сергиев Посад [4]
История Москвы [1]
Главная » Статьи » Москва » Достопримечательности Москвы

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ (ЧАСТЬ №2)
Скульптура на фасадах
Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на основе принципов, не известных не только древнерусскому искусству в духе которого сооружался храм, но своему предшественнику зодчеству класси цизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом строительстве.  
Всю работу по выбору сюжетов для скульптурных композиций на фасадах и живописных интерьерах, а также отбору надписей помещённых, как с нару жи, так и в нутри храма, провели высший духовный иерархи, главным образом московские митрополиты.  
Работа над горельефами началась ещё до окончания строительство храма и снятие лесов в 1846 г. и продолжалось без малого 20 лет до 1863 г.  
Первоначально горельефы храма сделать из бронзы альвогно пластическим способом. Однако первый опыт использование протопоповского мрамора до казал полную пригодность этого материала для скульптурных работ. В ре зультате вся скульптура на фасадах храма была выполнена из того же мате риала, что и основные архитектурные части стен цоколь, базы, пилястры, угловые колонны, стены под пилястрами колонными и рельефами, карнизы, и фасадные арки. Остальные части кирпичных стен были оштукатурены порт ландским цементом и выкрашены под цвет мрамора, по виду совершенно не отличаясь от него.
Дополнительный цветовой аккорд вносил в белозолотую гамму фасадов темнокрасный гронид,из которого были устроены все крыльца и цоколь храма  
Всем четырем одинаковым фасадом храма соответствует одинаковая схема расположения на них скульптур.  Главным фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры на верху медальонах изображали в центре Христа Спасителя, благословляющего входя щих в храм. По сторонам его в боковых медальонах располагались святые пок ровители императоров святой Александр Невский, святитель Николай, свя той блаженный Николай и святой праведный Елезоветы. Скульптура над вход ными арками западного фасада символически изображала находящиеся под покровительством небесных сил русские войска. Тему, связанную с событиями, причиной которой явилось построение храма, продолжали многофигурные ком позиции. Все скульптуры западного фасада выполнены А. В. Логановским.
На южной стороне храма, в наппровление,где проходили решающие битвы за Москву и староне, откуда совершались на неё набеги были изображены святые и композиции, имевшие прямое отношение к событиям отечественной войны 1812 г.  
На верху в медальонах Смоленская Богоматерь в память о том что этот чудотворный образ более трёх месяцев находился в войсках. По сторонам в четырёх малых медальонах изображение святого Романа Рязанского, свято го апостола Фомы, святого Иоанна Крестителя, святого Ионы архиепископа Новгородского. Всё это в память о битвах 12 года. Внизу по сторонам арак трёх крылец южного фасада находились изображения событий и персонажей Ветхого Завета. Все скульптуры также исполнены Логановским.  
Восточный фасад храма с алтарем был обращён к Кремлю. По этому поме щённые на его стенах горельефы выражали несколько иной аспект религиозно исторической тематики. Здесь были представлены русские национальные святые заступники и молитвенники за родную землю, избавители России от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Хри стово ( автор А. В. Логановский ) и воскресение ( автор Н. А. Ромозанов ).
В центре восточного фасада на верху в медальоне помещался образ Влади мерской Божьей Матери как память о бородинской битве 26.07.1812г. В ос тальных медальонах были изображены святые: царица Александра, Мария Ма кдалина, Анна Пророчица и святая великомученица Екатерина.Все они были выполнены Ромазановым.  
Внизу во круг арачных входов портала изображение особо почитаемых русс ких святых.
На северном фасаде обращённым на Волчонку находились рельефы с изобра жениями национальных святых распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и помощников в битвах. В верхнем ряду в центре на ходился рельеф вцентре с изображением иконы Иверской Богоматери. По сто ронам святой мученик Лавар, святой мученик Сергий, святой Григорий Двоеслов, святой мученик Хрисанф. Всё это в память о сражениях в войне.  Скульптуры по сторонам арак боковых ворот портала на северном фасаде напоминали об истории христианства на Руси.  
На глухих боковых частях северной стороны храма находились две в прямом смысле исторические композиции. Справо от портала преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами( вошла в историю как Куликовская) и даёт ему подмогу иноков Пересчета и Ослябю.  
На левой стене аналогичная по символике и смыслу композиция приподбный Дионисий, архимандрит Троице Сергиевой лавры благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от врагов.
Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60 горельефов: из них внезу 8 многофигурных компазицей и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в закомарах в верхней части фасадов храма. Львиная доля работ была выполнена скульптором А. В. Логановским (1810 1855).  
Наименьший объем работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом (1805 1867).  Одновременно в скульптурных композициях храма Христа присутствует совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды.  Это соединение идеальности и исторической достоверности, которое является характерной особенностью скульптуры храма Христа Спасителя, принадлежит к типическим признакам искусства романтизма, к которому следует отнести и грандиозный ансамбль храма Христа Спасителя.  
Скульптурой и богатым орнаментальным декором были покрыты также входные двери храма Христа Спасителя.  Представить по описанию интерьер храма людям, никогда не видевшим его, ещё труднее, чем фасады.  
Основным определяющим композицию интерьера элементом служит подку пальное пространство: высота подкупольной части 32 саж. (68,16м). В соот ветствии с этим подкупольному пространству, залитому светом 16 громад ных окон высотой в 11 аршин (7,81м) и шириной в три аршина (2,13м), проти востоит полумрак боковых частей храма, освещавшихся светом, поступавшем через окна хор и купола.  
Последовательно выдержен принцип иерархичности в сюжетике росписей и отделки интерьера. Огромная роль в интерьере принадлежит системе росписей Интерьер храма как художественное целое не сводится к сумме отдельных произведений.  
Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854г., когда решено было отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его в соответствие с характером фасадов в византийском стиле исполнение ново го проекта принадлежало помощнику главного архитектора А. И. Рязановым. Здесь прошли выучку и работали многие крупные архитекторы обеих столиц. Кроме названных ранее, нельзя не упомнить Л.Н. Бенуа, А.И.Кракау и др.  
Архитектором наряду с художниками принадлежала исключительно важная роль в создании интерьеров храма.  
В храме Христа был возрожден своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичный для древнего храма. Живопись подчеркивала характерные конструктивные особенности храма. Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хор.
Выбор сюжетов и их местоположения в той или иной части храма определяло иерархии российской церкви.
Перед вошедшими в храм Христа Спасителя открывалась грандиозная и ве личественное зрелище. Интерьер его поражал торжественностью и велико лепием. В восточной ветви креста находился уникальный по композиции иконо стас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным бронзовым шатром. Высота иконостаса храма Христа Спасителя вместе с шатром 26,6 м.  
Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.  
В своде главного купола находилось изображения Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого бога.  Росписью купола начались в 1861 году живописные работы в Храме. Только на это ушло 5 лет (закончены 1866 году). Трудно себе представить гигантские размеры написанные художником А.Т. Марковым композиции.
Художнику помогали 3 помощника и в их числе самый известный и талант ливый из учеников Маркова Иван Николаевич Крамской.  
Вся система росписей подкупольной части храма Христа пронизана чувством радостного торжества, ставшего возможным благодаря победе принесенных в мир Христом идей.  
Следующий цикл картин находился в самом низу в нишах, расположенных в скосах несущих купол колоссальных подпорных столбов.  
Тему истории жизни людей предчувствующих и предрекающих предшествие Иисуса и побеждающих благодаря вере в него продолжали картины в нишах западной части храма.  
В своде южного крыла изображение Иисуса Христа в виде младенца. На бо ковых стенах были помещены изображение Божей Матери в различных явле ниях, а перед нею и по бокам больших и малых арок святые угодники Божии.  
Стены и своды хор храма Христа Спасителя, как в древнерусских храмах, были сверху донизу покрыты росписями.  
Кроме уже упомянутых авторов в росписи храмов принимали участие Е.С. Сорокин, Жигулевский, Корнеев, Ф.С.Жеравлев и другие. Весь архитектурный декор орнаменты, обрамляющие арки окон и арки, открывающиеся в центральную часть храма, очертания сводов и т.д., а также великолепные по своей декоративности, красоте, чувству света и формы росписи сводов, вы полнены были по проэктан Л.В. Даля.  
С храмом Христа Спасителя связано также попытка прервать выполнение для него живописные работы в такой же источник возрождения русского стиля в изобразительном искусстве, каким стало строительство его для архи тектуры.  
Несмотря на обилие работавших в храме художников, принадлежавших к тому же к разным поколениям, представлявшим разные направления (поздне академическое подавляющее большинство) и реалистическое (в их числе пред вижники И.М. Пряничников, А.И. Корзухин, И.Н. Кромской, В.И. Суриков), их работам присуще бесспорное стилевое единство.  
Оно было предложено главным архитектором и утверждено Николаем I : «нижний коридор должен составлять притвор храма, посвященный воспоми нанием славной для России эпохи 1812 г., в который божественный промысел явно благословил наше Отечество на столбах притвора предположено было изобразить живописью важнейшие события (1812 г.) и написать имена вои нов, положивших живот за Отечество, и мена граждан, которые пожертво вали имущества и деланием мира и правды стяжали себе лестное право на бес смертие и благодарность, она пилястарых поместить знамена и ключи горо дов, взятых у неприятелей.  Главное же, чем гордился главный архитектор К.А.Тон и что в итоге удалось осуществить, это создание непрерывного кругового коридора, ко
то рый «служит для народа открытою историею 1812 г.,выраженныю в письме нах и лицах».  
Граница между архитектурой и прикладным искусством в храме Христа Спасителя практически неощутимы. Мебель, особенно встроенная, представляет собой разновидность молой архитектуры и одновременно часть большой архитектурной формы.  
Подводя итоги сказанному, нужно отметить, что храм Христа Спасителя наряду с Исаакиевским собором открывает цыкл грандиозных художественных мемориальных храмовых ансамблей XIX начала XX веков. Его необыкновенная национально историческая программа оказало огромное воздействие на рели гиозное искусство XIX начала XX веков. Используя опыт храма Христа, создавались комплексы Владимирского собора в Киеве, храм Воскресенье Христова ( на Крови), храм памятник Христу Спасителю в память моряков, павших в войне с Японией, в Петербурге, храмы памятники, находившееся за границей в Сан Стефано и в Суфии в память русскотурецкой войны, в память битвы народов в 1813г. под Лейпцигом и т.д.  
Храм Христа Спасителя был торжественно освещён только в 1883г. Закончилось одна из самых длительных и грандиозных строек России, стоив шая казне огромную для того времени сумму в 15,123,163 руб.89коп.  
Освещение храма Христа Спасителя положило начало новому продолжавшемуся без малого полвека, периуду его жизни. Он начал функциагнировать как один из главных ( второй по значению после Успенского) соборов в Москве.  
Гибель Храма
 История гибели храма Христа Спасителя началась почти за полтара десятилетия до его физического уничтожения (вскоре после революции был снесён памятник АлександруIII).Началась она и с фактов внешне как будто со сносом храма Христа непосредственно не связанных. Однако развевающиеся события фатально вели к его разрушению. И уничтожению памятника Александру III, и взрыв собора не принадлежали к числу единичных или случайных явлений. Они закономерно вытекали из культурной, социальной, идеологической, государственной политеке новой власти.  
При такой ситуации уже ни имели значения мнения профессионалов и общественности. Именно такой подход только в одной Москве решил судьбу многих памятников. Были снесены и разобраны Казанский собор на Краснй площади, Триумфальная арка, Красные ворота, Сухарева башня и десятки других уникальных сооружений.
Одним из фактов реализации задуманной с большим размахом акции стало разрушение памятника Александру III. На фундаменте разрушенного строя будет заложен памятник «Освобождённому труду». Памятник этот так и не был воздвигнут. Процесс разрушения храмов и монастырей, начинавшихся в середине 1920 тых годов, наростал постепенно. Для расширения улиц предусматривалась возможность сноса всех зданий расположенных по обеим их сторонам на росстаянии 5 10 м. С 1923г. в Моссовете уже регулярно составлялись списки преднозначеных к сносу зданий. В него попали церковь Николы Красный звон в Юшковом пер., колокольни Казанского собора на Красной площади и Всехсвятского единоверческого монастыря Зарогожской заставой.  
История уничтожения московских и российских памятников была неразрыв но связана с изнурительной, неравной и изначально обреченной на неуспех борьбой за их сохранение.
1929 год поистине трагический в истории нашей страны. Началась сплошная каликтивизация. 1929 год стал переломым и в другом отношении. Изменилась техника уничтожения зданий. Их начали взрывать.
В 1930 году были проведены уже 2 компании антипасхальная и антирож дественская. В 1931 году тоже. Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню» .  
В обстановке антирелигиозной истерии, развернутого наступления на религию и подъема безбожного ударничества 18 июля 1931 года «Известия» опубликовала Постановление Совета Строительства Дворца Советов о соо ружении в Москве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов.  
С проектирования Дворца Советов началась разработка генерального плана реконструкции и развития Москвы. Работа над планом, принятым в 1935 году, шла параллельно конкурсам, а затем и детальной разработки проекта Дворца Советов.
Было дано предписание завершить его статуей В.И. Ленина, увеличив высоту скульптуры до 50 75 м. Но было принято другое их предложение : разместить статую Ленина по центральной оси высотной части здания и увеличить высоту здания еще на 100 м до 340 м, не считая статуи. В итоге разработанной с учетом всех замечаний Совета Строительства проект Дворца Советов был утвержден 19 февраля 1934 года.  
Современники единодушно, в полном согласии с автором проекта, писали : «Крупнейшее из всех архитектурных сооружений, когдалибо созданных за всю мировую историю, дворец советов должен стать воплощением побед социализма, завоеванного в боях Великой Октябрьской социалистической революции и ведущего человечества к светлому будующему коммунизма.  
Дворцу советов предстояло стать не только самым большим зданием мира. Величайшей статуей мира должна была стать и фигура Ленина. Она превосходила по высоте статую Свободы (46 м), статую «Рабочий и Колхозница» венчавшую советский павильон на всемирной выставке1937 года в Париже.
Все архитекторы, в том числе голосовавший против строительства Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя, не только вынуждены были согласиться с мнением АСНОВА, поддерженым руководителями партии и правительства, но и приняли участие в проектировании. Газета «Известия» не сочла возможным напечатать А.М.Васнецова. Баролись с ним верующие и священнослужители но это были те, кому партия и правительство объявили беспощадную войну, которая вилась руками хорошо организованных, находившехся у власти структур безбожничества.  
Итак, документы свидельствуют : с осени 1931 года разборка храма Христа Спасителя шла полным ходом. Кинолетопись уничтожения храма Христа Спасителя, Созданные оператором В. Микошей фиксирует леденящие души кадры постепенного уничтожения колоссального величественного здания. Сначала были сняты малые главы храма. Затем настала очередь центральным. Кадры фильма В. Микоши понастоящему трагичны : надлом ленная верхушка главы, лишенная позолоченной облицовки с покасившимся крестом; гигантский металлический остов купола, баже разоренный исклю чительно красивый, вызывающий ассоциации со сверхсовременными конструкциями 20 века; зброшенное на землю завершение главы с крестом глубоко ушедший в землю от собственной тяжести, скинутый с колокольни, умолкнувший навеки колокол; огромные каменные маркированные блоки. Невоз можно оставаться бесстрастным при виде лишившейся ступени лестницы, валяюшихся на земле скульптур с затянутым на шее канатом, мраморных до сок, содержащих летопись Отечественной войны 1812 года, выломанных из стен и подготовленных к отправке на склады.  
Уничтожение Храма Спасителя благословил комиссар народного просвеще ния А.В. Луначарский.  
Строение Дворца Советов, реально начавшееся в 1937 г. не суждено было завершить. К 1939г. закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волчонке. Однако скоро не просто недостроенное, едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать. После оккупации Донбаса в 1942г. стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углём центральный район страны.
Конкурсы 1957 1959 гг. не дали положительных результатов. Дальнейшее проектирование Дворца Советов в 1960г. решено было прекратить. В том же году на месте храма Христа Спасителя и разобранном фундаменте Дворца Советов начал функционировать плавательный бассейн «Москва».  
Долгое время судьба церковных древностей казалось просто плачевной. Не было надежды на возрождение веры, духовных ценностей, религиозного искусства. С середины 1980г. наметился перелом, один за другим стали выстонавливаться закрытые храмы, монастыри, открываться новые приходы.  
Нашему поколению выпало на долю начатьначать эту работу, и возможно дети наши вновь вернут храму жизнь. И тогда сбудутся слова из манифеста Александра I « Да простаит сей храм многие века и да курится в нём прер Святым Престолам Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».
Категория: Достопримечательности Москвы | Добавил: wveik (23.09.2010)
Просмотров: 2061 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Лучшая индивидуальная мебель
  • Блог о самых интересных новинках мира софта и техники
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024

    Создать бесплатный сайт с uCoz